Бетховену – 250. Круглую дату отмечают во всем мире: торжества и специальные музыкальные проекты проходят в Австрии, Германии, Франции, Нью-Йорке. В России один из хедлайнеров юбилейной афиши – Московский международный Дом музыки, посвятивший Бетховену немало событий, в том числе – два масштабных цикла. В первом из них Национальный филармонический оркестр России представит фортепианные концерты и симфонические произведения композитора (дирижер – Владимир Спиваков, солисты – Джон Лилл, Анна Цыбулева, Александр Романовский), во втором цикле прозвучат все фортепианные сонаты Бетховена.
Марафон второго абонемента 15 ноября откроет британский пианист и дирижер Фредди Кемпф, он исполнит сонаты № 3, 17 и 23. Творчество Бетховена занимает особое место в репертуаре музыканта, кроме того, он наследник выдающейся традиции: его родственник по линии отца – знаменитый немецкий пианист и композитор Вильгельм Кемпф, прославившийся неординарными трактовками сочинений Бетховена.
Улыбчивого и обаятельного Фредди Кемпфа Россия открыла для себя в 1998 году, когда он не без скандала стал лауреатом XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Как часто бывает, вопреки общественному мнению ему не присудили I премию, хотя успех пианиста многие сравнивали с триумфом Вэна Клайберна. В апреле 2018 года сольным концертом в БЗК музыкант отметил 20-летие творческой дружбы с нашей страной. Спустя год Фредди Кемпф (ФК) вновь в Москве и в преддверии своего выступления на сцене Дома музыки поговорил о Бетховене с Виктором Александровым (ВА).
ВА Фредди, как давно вы «знакомы» с Бетховеном?
ФК Я открыл для себя Бетховена еще в юности, когда учил Первую сонату для фортепиано. Можно сказать, что это родная для меня музыка: мой отец – немец, и культура Германии прочна в моем сердце. Бетховен невероятно мне близок, я постигаю философию его творчества почти на генетическом уровне.
ВА Годы жизни Бетховена охватывают сразу два исторических периода, для вас он больше классик или романтик?
ФК Да, действительно, Шуберта мы считаем первым композитором-романтиком, а ведь он был хоть и младшим, но современником Бетховена. Но, на мой взгляд, именно Бетховен был первым композитором, кто сделал такой акцент на личных эмоциях человека – любви, драматических переживаниях, преодолении отчаяния и противостояния неумолимой судьбе. И сумел передать это столь ярко музыкальными средствами.
ВА Как исполнитель, что вы больше всего цените в его музыке?
ФК То, что он очень хорошо знал возможности инструмента, поскольку сам был прекрасным пианистом, блестящим виртуозом. А его ученик Фердинанд Рис свидетельствовал, что бетховенские импровизации «являлись самым замечательным из всего, что приходилось слышать». Конечно, такие качества чувствуются в его сочинениях, обогащают их.
ВА По каким редакциям вы играете музыку Бетховена?
ФК Редакции сильно отличаются друг от друга, поэтому мне кажется необходимым обращать внимание на первоисточник любого опуса композитора. Я всегда стараюсь следовать уртексту.
ВА В этом году вы работали в составе жюри XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Какие у вас впечатления?
ФК Мне было интересно посмотреть на молодых музыкантов из судейского кресла, в котором я оказался впервые и открыл для себя немало молодых интересных пианистов, не похожих друг на друга. Судить было непросто, один и тот же конкурсант мог вызвать мое восхищение в одном произведении и неожиданно разочаровать в другом. Практически все безупречно сыграли Прелюдии и фуги Баха, а сложнее всего получилось с Бетховеном: молодым музыкантам часто не хватало технической оснащенности. По-настоящему вдохновил меня Александр Канторов, чья игра была интеллектуальной и продуманной. Во время выступления талантливого и многообещающего пианиста Алексея Мельникова я вспоминал себя – он играл мою конкурсную программу!
ВА Совсем скоро в Доме музыки вашим концертом откроется цикл «Все сонаты Бетховена».
ФК В нынешнем сезоне я включил в свои концертные программы много произведений Бетховена, в Москве я исполню три его сонаты. «Аппассионата» – одна из моих любимых, а за Третью я никогда прежде не брался, хотя давно приглядывался к ней. Мне кажется, весь цикл из 32 сонат – это не просто жемчужина творчества Бетховена. Если хотите, это его жизнь, воплощенная в музыке, с которой современному слушателю стоит познакомиться.