Фри-джаз и сказки Пушкина События

Фри-джаз и сказки Пушкина

На фестивале лейбла Leo Records послушали алоэ и прочитали эротическую поэму

В Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске в седьмой раз прошел новоджазовый Leo Records Festival in Russia. Став традиционным, он заставил задуматься о путях развития импровизационной музыки. Эхо, послевкусие события оказались заметны и весьма специфичны.

В «открытой» музыке – так все чаще называют этот стиль – Россия дала миру блестящих исполнителей: Вячеслава Ганелина, Валентину Пономарёву, Сергея Летова, Сергея Курёхина, Сайнхо Намчылак. Отечественные фолк-музыканты охотно играют с мастерами фри. Эта музыка – неотъемлемая часть мирового культурного пейзажа еще с 60-х годов прошлого столетия.

Седьмой Leo Records Festival предваряли показ фильма Оксаны Матиевской «Непредсказуемое прошлое», посвященного трио Вячеслав Ганелин–Владимир Тарасов–Владимир Чекасин, и презентация альбома «Метонимия» (Fancymusic, 2018), записанного дочерью Чекасина, скрипачкой и вокалисткой Анной с саксофонистом Алексеем Кругловым. На телеканале «Культура» шел проект «Квартет 4х4»; победу в нем, в конкуренции с музыкантами – и академическими, и фольклорными, одержал ансамбль Тимофея Дорофеева – архангельского гитариста, организатора фестивалей, выпускавшего записи на Leo Records. Напомнила о событии и книга английского музыканта и журналиста Стива Дэя «Слушая трио Ганелина» («Музыкальная жизнь» писала про нее в № 3/2018).

Фестиваль стартовал гала-концертом в Trane Zen Art – мансарде Клуба Алексея Козлова, представив звезд-участников. А уже затем фейерверком импровизаций разлетелся по городам и залам. Выступление иркутского виртуоза перкуссии и нойза Евгения Маслобоева и его квартета украсили шаманские танцы Резеды Кучкаровой. Музыканты представили креативный номер: Маслобоев закрепил электроды на кусте алоэ. Поскольку электрические сигналы создает любое живое существо, то растение «запело», и полученный с помощью MIDI‑протокола звук включился в общий саунд.

Далее играли Алексей Круглов и Анна Чекасина. Дуэт устраивал музыкальные поединки, декламировал «Я вас любил», разложив стихотворение на игривый скэт. Ансамбль Goat’s Notes Григория Сандомирского играл с элементами свинга, космического саунда и ироничной электроники. Трио «Второе приближение» исполнило литературно-музыкальную композицию, в которой в качестве чтеца выступил журналист Михаил Митропольский. Завершил программу Ансамбль московских композиторов Андрея Соловьёва – его музыка представляет электронный фьюжн, в котором звучат элементы рока, фри и других стилей. «Я горжусь, что такие люди украшают наш клуб!» – заявил после выступлений организатор Trane Zen Art, джазовый энтузиаст и переводчик, доктор физико-математических наук Михаил Сапож­ников.

Второй день фестиваля подарил фантастический концерт в КЦ «ДОМ». Играющие в новом Трио Вячеслава Ганелина Алексей Круглов и Олег Юданов – виртуозы нюанса. Талант же самого хедлайнера фестиваля – в создании музыкальной среды, композиции непредсказуемых элементов. Клавишные поддержал тревожный звук саксофона, креативная перкуссия строила фэнтезийный мир. Звонок телефона у забывчивого зрителя вписался в происходящий на сцене «птичий переполох». Композиция «росла», вписывая в свою ткань новые звуки и образы, создавая Музыку с большой буквы.

Израильская поэтесса Эфрат Мишори читала стихи при поддержке ансамбля российских импровизаторов. Михаил Митропольский начал выступление «Второго приближения» с рассказа о программах с нарративом, затем был исполнен фрагмент композиции «Сказки Пушкина, или Мартовские коты», в основе которой текст «Царь Никита и 40 дочерей», приписываемый Пушкину. Номер внезапно и ярко показал, что фри-музыка может нести элементы игривой эротичности.


Лео Фейгин и Вячеслав Ганелин

К музыкантам присоединились Ганелин, Юданов, Круглов – на сцене оказалось уникальное двойное трио. Соло басиста Игоря Иванушкина подхватила певица Татьяна Комова. В вокальную импровизацию включился пианист Андрей Разин. Казалось, что первое отделение концерта останется вершиной впечатлений, но второе встало с ним в ряд. А озорная сказка про Царя Никиту закончилась хорошо – балом и подарками. «Оказывается, мы можем и такое!» – удивленно резюмировал впечатления сам Лео Фейгин.

Джем в «Доме Культуры» был под угрозой: слушатели собрались, а музыканты опаздывали. Оказалось, Фейгин был в Электротеатре Станиславский. Там в новопроцессуальном проекте «Орфические игры. Панк-макраме» участвует Алексей Круглов – играет Фавна и читает собственные палиндромы. После спектакля Лео познакомился с художественным руководителем театра Борисом Юханановым – два легендарных деятеля нового искусства не могли не побеседовать. Музыканты прилетели в «ДК», провели джем-сейшн и умчались на другой конец Москвы, в парк Царицыно на презентацию альбома «Neauma», записанного Ганелиным совместно с органистом Владимиром Хомяковым.

«Второе приближение» в Музее Скрябина концертом с гостями отмечало двадцатилетие группы и презентовало альбом «Time Axis» (ArtBeat Musiс). Шоу началось с песни «Времеши-камыши», вводной части готовящейся сюиты на стихи Велимира Хлебникова. Сыграли и пьесу, которая нравилась американскому пианисту Дэйву Брубеку (музыканты ансамбля посвятили ему один из альбомов). Татьяна Комова спустилась с микрофоном в зал, и публика с удовольствием поучаствовала во фри-импровизации.

Впереди были другие города. Круглов, Лео и «Второе приближение» по очереди улетали в Архангельск. Маслобоев, алоэ и Кучкарова выступили в «Граунд Ходынка». В Питере в Музее Звука прошел вечер памяти Равиля Азизова. Goat’s Notes с участием Анны Чекасиной сыграли аншлаговый концерт в Государственном центре современного искусства. Запомнились мастер-класс Ганелина в московском C-Jam Club и его концерт в питерском Арт-пространстве «ДК Громов», завершивший фест.

Конечно, фестиваль – не только спонтанное музицирование, но и работа организаторов. Спонсоры форума регулярно меняются. В этом году Лео помогли Посольство Израиля и Челябинская филармония. Перед каждым концертом Фейгин рассказывал, что лондонская площадка ОТО готова принять фестиваль нового русского джаза, но трансфер музыкантов в Англию – дело дорогостоящее…

Каждый момент жизни мы решаем, как нам поступить, какими быть. То, что происходит в душе человека, – самый настоящий фри-поиск гармонии и творчество, зависящее от таланта и внешних условий. Возможно, именно это отражает «открытая» музыка, и поэтому она собирает полные залы. Ждем следующий Лео Фест, который станет юбилейным, ведь в 2019 году издательству Leo Records исполняется сорок лет.

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе