Фундаменталист История

Фундаменталист

Ушел из жизни патриарх контрабасового исполнительства Лев Раков

1 ноября 2019 года траурный зал Городской больницы имени С. П. Боткина с трудом смог вместить всех желающих, пришедших проститься со Львом Владимировичем Раковым. Огромное количество людей: коллег, родственников, друзей и студентов не только его класса, но и всей кафедры контрабаса и виолончели Московской консерватории, которые сочли своим долгом отдать дань уважения мастеру, свидетельствовало о том, каким огромным авторитетом пользовался этот человек. Многие специально приехали из других городов, чтобы проводить в последний путь Льва Владимировича. Если бы каждый из присутствующих имел возможность сказать хотя бы пару слов благодарности и сочувствия, время, отпущенное для прощания, вышло бы за рамки дозволенного.

Лев Владимирович – человек-легенда, человек – олицетворение эпохи, человек, без которого сейчас уже трудно представить развитие контрабасового искусства в XX–XXI веках.

Великолепный контрабасист, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, участник Великой Отечественной войны, удостоенный медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», он почти тридцать лет работал в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения, участвовал в камерных ансамблях.

Именно Л. В. Раков стал инициатором создания I Международного конкурса контрабасистов «Памяти Сергея Кусевицкого» в 1995 году в Москве. В то время я сделал переложение для контрабаса «Трех фантастических пьес» Шумана, в оригинале написанных для кларнета и фортепиано, и искал возможность, где можно было бы их исполнить. Лев Владимирович, услышав мою игру, загорелся этой идеей и предложил выступить на открытии конкурса, где я играл перед многочисленной аудиторией. Это выступление дало мне возможность лично познакомиться с председателем жюри этого конкурса А. Я. Эшпаем, который впоследствии пригласил меня участвовать в премьерном исполнении его Концерта для контрабаса с оркестром на фестивале «Московская осень» в Малом зале консерватории.

Лев Владимирович приглашал и организовывал творческие встречи с зарубежными контрабасистами, выдающимися музыкантами современности (Овидиу Бадила, Кристине Хук, Каталин Ротару), сам был членом жюри многих международных конкурсов. Великолепно владея немецким языком, он свободно общался с коллегами из-за рубежа и переводил статьи из иностранных музыкальных журналов. Его знали и ценили. В 2016 году в Москву приехали контрабасисты Томас Мартин, Клаус Трумпф, Джефф Брадетич, чтобы лично поздравить Льва Владимировича с 90-летием.

Лев Владимирович – маститый педагог, отдавший большую часть своей жизни педагогической деятельности. Вспоминая годы учебы в МССМШ имени Гнесиных, а затем и в Московской консерватории, я хотел бы отметить особую атмосферу, которая царила на его занятиях. Увлеченность, с которой он проводил уроки, воодушевляла студентов и позволяла раскрыть их творческий потенциал и индивидуальность. Предлагая различные варианты исполнения сложных эпизодов – штриховые и аппликатурные, Лев Владимирович никогда не навязывал своего мнения, подталкивая учащихся к самостоятельному выбору оптимального варианта. Он не боялся экспериментировать и быть новатором в методике обучения.

А какими интересными были классные вечера! Наряду с нами, учениками, в этих концертах участвовал и наш педагог. Нам посчастливилось быть свидетелями премьерных исполнений Шести сонат для струнных квартетов и Дуэта для виолончели и контрабаса Дж. Россини. В дальнейшем с участием Льва Владимировича они были записаны на радио.

Прекрасный профессионал, Лев Владимирович считал, что контрабас – инструмент, изначально предназначенный для игры в оркестре; справедливо полагая, что сольно он будет использоваться единицами, Л. В. Раков всю жизнь был ярым сторонником оркестрового строя. «Контрабас – уникальный, удивительный, прекрасный инструмент, но прежде всего он – инструмент оркестра и ансамбля. Именно в этом его изначальная предназначенность как самого низкого по звучанию смычкового инструмента», – писал Л. В. Раков в книге «Учиться, знать, уметь» (изданной, как и многие его труды, в издательстве «Композитор»). Именно поэтому он так много времени уделял на занятиях осмыслению и проработке оркестровых партий, готовил учащихся «к усердному изучению именно того дела, которым они будут заниматься всю свою профессиональную жизнь».

Убежденность, с которой он отстаивал свои принципы, не мешала ему выпускать из своего класса не только добротных оркестрантов, которые занимают ведущие позиции в лучших оркестрах как в России, так и за рубежом, но и превосходных солистов, лауреатов международных конкурсов.

Стоит отметить огромное методическое наследие, которое оставил после себя Лев Владимирович. Средства массовой информации и Интернет наполнены его изданиями. Но предмет его творческих устремлений не ограничивался составлением только методических изданий школ и хрестоматий. Обладая недюжинным литературным талантом, он написал множество статей, рецензий и книг, посвященных истории контрабаса, рассказывающих о знаменитых солистах-виртуозах и педагогах-контрабасистах. Поражает, какой гигантский объем информации был найден в архивах, освоен, литературно обработан и сохранен для потомков.

Важное место в жизни каждого музыканта занимает инструмент, на котором он играет. Контрабас Льва Владимировича, сделанный в конце XIX века немецким мастером из Лейпцига Иоганном Глассом, звучал и служил ему верой и правдой на протяжении всей его творческой жизни. Сколько концертов было сыграно, сделано записей на радио и пластинках с этим инструментом! Незадолго до своего ухода из жизни Лев Владимирович пригласил меня к себе домой и, кивнув на стоящий в углу контрабас, сказал: «Он должен звучать. Я хочу, чтобы на нем играл ты. Это мой тебе подарок». Это было сказано так буднично и просто, что меня поразило внутреннее благородство и искренность, с которым мой учитель произнес эти слова!

До последних дней Лев Владимирович общался и поддерживал связь с коллегами, живо участвовал в обсуждении различных вопросов, касающихся исполнительского мастерства, и активно интересовался дальнейшими перспективами развития контрабасового искусства.

Масштаб личности Льва Владимировича и то, что он успел сделать и воплотить в жизнь, заставляет видеть в нем Человека с большой буквы, мастера своего дела, которому мы должны если не подражать, то хотя бы стремиться следовать его примеру.

В четыре руки для итальянских футуристов История

В четыре руки для итальянских футуристов

О друзьях-­соперниках – Игоре Стравинском и Сергее Прокофьеве

Жерар Гризе – пространства, спектры и пороги История

Жерар Гризе – пространства, спектры и пороги

К 75-летию со дня рождения композитора

Геннадий Рождественский: <br>Я никогда не занимаюсь «хореографией» История

Геннадий Рождественский:
Я никогда не занимаюсь «хореографией»

Мысли о музыке маэстро-­чародея. Книги и интервью Геннадия Рождественского перечитала Евгения Кривицкая

Малер завтрашнего дня История

Малер завтрашнего дня

К 110-летию со дня смерти Густава Малера