Фэнтези про «Калинку» События

Фэнтези про «Калинку»

XVIII Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка России» завершился выступлением Белгородского академического русского оркестра

Появление прославленного коллектива стало традиционным и ожидаемым событием фестиваля «Музыка России», проходящего в стенах РАМ имени Гнесиных. Выступление оркестра подвело итоги насыщенной четырехдневной программы, где также приняли участие коллективы из Москвы и Тюмени.

В этом году белгородцы привезли сочинения, созданные композиторами в содружестве с музыкантами коллектива, смело балансирующего между академизмом и популярным искусством.

Скажем, симфония – не самый ожидаемый жанр в репертуаре оркестра русских инструментов. Тем не менее первое отделение концерта открыла «Белгородская симфония» москвича Григория Зайцева, посвященная 30-летию этого коллектива, и, что важнее, 315-летию Святителя Иоасафа Белгородского. Масштабная 40-минутная драма-мистерия, изобилующая контрастными эпизодами, внезапными экстатическими кульминациями и такими же резкими «обрушениями», была представлена оркестром цельно, сконцентрированно, с симфоническим размахом. Композитор стремился передать, с одной стороны, былинный дух, «преданья старины глубокой», с другой – отразить духовные переживания Святителя, прославившегося благочинностью и созидательными поступками (Иоасаф был наместником в Троице-Сергиевой Лавре, затем стал епископом Белгородским). Оркестр под управлением художественного руководителя Евгения Алешникова уверенно справился со сложными ансамблевыми задачами, прихотливой ритмикой, создав впечатляющую красочную фреску.

Не ограничившись одной симфонией в программе, белгородский оркестр исполнил также Симфонию № 6 (на русские темы) московского автора Геннадия Чернова – своего рода музыкальное приношение организатору предыдущих фестивалей «Музыка России», профессору Борису  Ворону. Ее контрастно оттенила драматическая поэма для оркестра русских народных инструментов «Борей», вдохновленная многолетним сотрудничеством петербургского композитора Артёма Нижника с Евгением Алешниковым. Образ легендарного северного ветра, запечатленный в интонациях мелодии «То не ветер ветку клонит» (к слову, любимой русской народной песни Евгения Алексеевича), отразил в символической форме не столько явление природы, сколько ветры перемен и бури, «которые всегда веют над Россией… и проносятся над каждым из нас».

Музыканты смогли передать театральную природу этих произведений, рельефную смену крупных и дальних планов, чутко следуя указаниям дирижера. Необыкновенная слаженность звучания и в то же время готовность каждого артиста оркестра в любой момент взять на себя «бразды правления» и исполнить виртуозное соло – это, пожалуй, «фирменная» черта белгородского коллектива.

Ни один концерт Белгородского академического русского оркестра не обходится без музыкального эксперимента, остроумной игры с канонами академического жанра. Фестивальный вечер не изменил традиции и порадовал слушателей сразу двумя искрометными миниатюрами. Первая из них – «Ягодная фантазия» белгородского композитора Ильи Мищенкова, посвященная талантливому балалаечнику Юрию Фукалову. В руках музыканта старая добрая «Калинка» из напевно-плясовой песни превратилась в шедевр джазовой импровизации на балалайке, «сдобренной» красочными элементами в духе народного «фэнтези».

Еще одним музыкальным сюрпризом стал финальный аккорд концерта – пьеса «Чудо-Порушка» московского автора Дмитрия Калинина, встреченная публикой с неподдельным восторгом. Сочинение, посвященное Алешникову, предстало в виде причудливого, но весьма органичного микста неофициального фольклорного гимна Белгородчины «Порушка-Параня» и хитов популярной британской электро-панк-группы The Prodigy. Музыканты сбросили с себя (некоторые – буквально) строгие академические фраки, показав, как здорово они умеют работать в эстрадном амплуа.

В заключение нельзя не отметить колоссальную работу, которую проделал этот коллектив Белгородской государственной филармонии за последние годы, создав свой индивидуальный стиль и пестуя плеяду талантливых композиторов. Оркестр неизменно продолжает расширять границы наших представлений о национальном искусстве, доказывая, насколько неисчерпаемы возможности русских народных инструментов.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой