Роскошные платья, стильные смокинги, изысканные прически и укладки, блеск аксессуаров – все это привычные атрибуты любого выпускного вечера. Но театр «Геликон-опера» никогда не вписывался в стандартные рамки. Поэтому и выпускной для III Молодежной программы оперных артистов (проходившей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, АНО «Арт-Гелиос» и Русского музыкального общества) задумали необычный. Собрали публику, зал «Стравинский» был набит до отказа, напустили дыма, открыли занавес и… участники программы, молодые вокалисты вышли на сцену в спортивных костюмах, а вместо украшений – чемоданы да рюкзаки. Героев вечера разделили на два лагеря – парни VS девушки. Силы, однако, неравны: девушки оказались в меньшинстве. Ребята погрузили сумки в грузовик и куда-то отправились… В музыкальное путешествие взяли с собой и зрителей.
Программа вечера делилась на две половины. Первая была полностью посвящена шедеврам зарубежной оперы, вторая – русским. Вначале был поход, под конец – все-таки выпускной в красивых костюмах и с ленточками. Режиссер Галина Тимакова остроумно вплела арии в ход спектакля, отчего некоторые композиции прочитывались по-новому: распитие горячительных напитков и ария Гофмана, бутафорное отравление и молитва Аттилы…
С первых нот слушатели узнали русский народный хит «Вдоль по Питерской». Приплясывающий ритм песни здорово имитирует езду по ухабистым дорогам. Ответственная миссия открыть вечер выпала на плечи Егора Федорова. Юноша одарен бархатистым и ярким баритоновым тембром, в некоторых его фразах угадывалось нечто магомаевское. Однако вокалиста так «растрясло» (пародирование качки в машине до добра не доводит), что его богатый голос зачастую пропадал за звучанием оркестра. Обидные потери, однако Федоров реабилитировался и даже расцвел в арии Фигаро. Ассоциации с легендарным эстрадным баритоном не покидали: на слове il riposo Федоров так же гипертрофированно раздувал букву «o». И все же молодому человеку еще предстоит научиться правильно подавать звук в зал; на данный момент его голос звучит гораздо скромнее, чем мог бы.
Отмечу сразу, что в этой стажерской программе особенно хорош был женский состав – все выпускницы как на подбор! Чистота интонации, поразительно четкая артикуляция, широта дыхания, уверенное владение диапазоном своего голоса – все было при них. Пронизывающее драматическое сопрано Юлии Ситниковой моментально очаровало публику. И здесь не обошлось без слуховых ассоциаций – легкий налет брутальности и шершавость в тембре голоса вызвали воспоминания о пении великой Галины Павловны. Однако ту самую «вишневскую» харизму Юлии еще необходимо обрести: и страдания Аиды, и молитвы Леоноры, и страсть Земфиры пока звучат слишком однообразно.
Сопрано Наталья Чернова была органична в обоих своих амплуа: робко влюбленная Виолетта и страждущая Оксана – редкое совпадение сценической привлекательности и природных вокальных данных. Любимицей публики стала миниатюрная Наталья Смирнова, обладательница звонкого и сочного сопрано. Ее хрустальные верхние ноты прекрасно резонировали, и владение техникой бельканто было на высоте: простодушная Розина, по-детски непосредственная Сюзанна. Захотелось услышать певицу в роли Снегурочки.
Во всей россыпи бриллиантовых сопрано особенно выделялось объемное, бархатистое меццо Александры Быковой. Голос певицы, подобно теплому одеялу, укутывал публику. Однако ревнивой Амнерис и экзальтированному Ване не хватало актерской экспрессии, да и при переходе в нижнюю тесситуру некоторые нотки брались не очень аккуратно. Но роскошь богатого голоса помогает забыть эти небольшие (и поправимые!) недочеты.
Палитра мужских голосов была пестрой. Абсолютным королем выпускного стал Кирилл Попов, который почему-то меньше всех пел в этот вечер. В его необычайно красивом теноре была слышна манера, присущая только русской вокальной школе: Лемешев, Козловский, Собинов… Выступление его коллеги Даниила Гаркунова в мизансцене с бутылкой водки и с забавной песенкой о Кляйнзаке вызвало фурор. Лихо перестроившись, Даниил пленил публику актерской живостью в дуэте Альфреда с Виолеттой.
Приятное впечатление оставила и компания низких мужских голосов – басов Даниила Санитара, Александра Дуболазова и баса-баритона Елисея Лаптева. Перспективные вокалисты с богатыми оперными голосами подкупали своей маскулинной харизмой и стремлением к естественности на сцене.
Прошедший вечер – не просто спектакль или отчетный концерт, а символический рассказ о пути становления оперного певца. В своеобразной экспедиции молодые артисты учатся смирению перед обстоятельствами, овладевают искусством приготовления пищи, пытаются починить мотоцикл. Главный же человеческий навык, который им предстоит освоить, – умение мириться и прощать. Все эти символы взросления и преодоления были предложены публике.
Подобный путь совершенствования точно отражает опыт участников III Молодежной программы. Они посещали мастер-классы, вводились в спектакли, выезжали на гастроли. И наконец, пройдя через все трудности и испытания, молодые артисты выходят на сцену в блестящих нарядах, чтобы насладиться плодами своего труда и встретиться с собой настоящими – зрелыми, уверенными и готовыми к покорению новых вершин.