24 сентября в зале имени П.И. Чайковского солисты, хор и оркестр театра «Геликон-опера» представят в концертном исполнении «Запрет любви» Вагнера.
Мир знает Вагнера как автора масштабных музыкальных драм, где его собственная философия сплетается с мифологией, превращая оперу в грандиозное действо. Но он не всегда был таким: в 22 года Рихард написал комическую оперу «Запрет любви, или Послушница из Палермо» на собственное либретто по мотивам пьесы Шекспира «Мера за меру». В то время он только начинал карьеру оперного дирижера в театре Магдебурга, увлекался французскими и итальянскими операми и был влюблен в свою будущую жену, актрису Минну Планер. Все это нашло отражение в его второй по счету опере, которую композитор позднее называл «грехом юности».
«Геликон» первым познакомил российскую публику с единственной комической оперой Вагнера. Художественный руководитель театра, режиссер Дмитрий Бертман, точно заметил, что ее мог бы сочинить Оффенбах – так много в ней огня, молодости, юмора и увлекательной музыки. При этом уже здесь слышен узнаваемый вагнеровский оркестр и доминирует тема любви – чувства, которое вскоре станет мощной движущей силой в вагнеровских «художественных произведениях будущего».
«Что в «Запрете» молодого Рихарда Вагнера вагнеровского? Могучий, даже слишком «вагнеровский» оркестр – и лейтмотив абсурдного запрета, – говорит Дмитрий Бертман. – Лейтмотив постоянно слышится в этой комической опере, в новом облике возвращается в «Лоэнгрине», чтобы прозвучать из уст рыцаря Грааля, и раздается всюду, где причины запретительных решений сокрыты от простых смертных во мраке и неизвестности».