Гендель без сантиментов События

Гендель без сантиментов

Ораторию Генделя L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato впервые в Москве исполнили отечественным составом исполнителей

Оратория, которую дирижер Александр Рудин представил в Концертном зале имени П.И.Чайковского, совершенно не типична для творчества Генделя.  Ее название переводится как «Радостный, Задумчивый и Умеренный». Сюжет аллегоричен и раскрывает своеобразную несостоятельность или даже неполноценность чувств и свойств, присущих людям. Например, Радостный с первой же арии тенора пытается обесценить Меланхолию, которую реабилитируют в финале второй части – у нее все же есть свое очарование. На подобных диалогах антагонистов и строится динамичный сюжет с извечными философскими подтекстами.

При жизни композитора оратория пользовалась популярностью, ее действительно красивую и изобретательную музыку любила публика. Сегодня она периодически звучит в зарубежных странах, записана лучшими коллективами и солистами. В России ситуация иная: с одной стороны, эта оратория долго хранилась в «запасниках», с другой – за последние три года мы услышали уже вторую интерпретацию.

В декабре 2021 года  L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato в том же КЗЧ исполнял французский ансамбль Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи с европейской командой певцов. Сопрано Рэйчел Редмонд и тенор Джеймс Уэй пели виртуозно и, главное, стильно: с интонационной точностью и инструментальным звучанием их подвижных голосов. Басу-баритону Сретену Манойловичу менее удавалась кантилена, но даже при этом культура барочного звучания не разрушалась. Дискант Бенедикт Форстнер чуть ли не обеспечил тогда провал, поскольку его голос был в опасном предмутационном периоде. Звучание оркестра и хора соответствовало нашему представлению об исторически информированном исполнительстве: публика прощала огрехи «натуральным» медным и восхищалась живописными картинами, которые обеспечивали струнные, флейты, челеста, орган. Не обошлось в тот вечер и без театрализации с акцентом на небольшие мизансцены и сценическую раскрепощенность солистов.

Столь подробные воспоминания о предыдущем исполнении оратории в данном случае неизбежны. «Отечественный вариант» оказался кардинально другим, поэтому через сравнение открывается большое поле для дискуссии. Оркестр Musica Viva, принципиально не ставя аутентичность во главу угла, пригласил только двух специалистов: органиста и клавесиниста Николая Мартынова, а также исполнительницу на теорбе Асю Гречищеву. Нельзя сказать, что в сравнении с вариантом Уильяма Кристи получилась колоссальная разница именно по звуку как таковому, различия оказались в эмоциональной плоскости.

Кристи допускал исполнительские шероховатости, но добивался особого куража, вскрывал неочевидную харизму музыки. Рудин выбрал академический и сдержанный подход: он развивал сюжет неспешно и как бы с эффектом взгляда со стороны, подчеркивая мелодическую линию и генделевские находки в плане инструментовки. Однако не стоит делать выбор в пользу первого или второго прочтения – оба они получились убедительными, поскольку для драйва в оратории есть барочная энергетика и насыщенная драматургия, а выбор менее эмоционального подхода оправдан смысловой нагрузкой стихотворений Джона Мильтона и Чарльза Дженненса, что требует определенной сосредоточенности и вдумчивости.

Существенный процент успеха обеспечил вокальный ансамбль Intrada: как всегда, придраться к ним трудно, «барочность» как концепцию и технику  музыканты демонстрируют на высоком уровне. Сопрано Диляра Идрисова также в барокко давно как «рыба в воде»: жаль, что таких певиц в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Тенор Сергей Годин и баритон Игорь Подоплелов пришли в ораторию Генделя, буквально сказать, совершенно из другой оперы – невозможно сегодня петь барочную музыку, игнорируя международные тенденции исполнения, особенно если на фоне Intrada и Диляры Идрисовой слышна разница не в их пользу. Зато у нас есть потрясающий дискант Виктор Скоробродов – талантливый обаятельный мальчик с удивительной музыкальностью и, судя по всему, работоспособностью. Хочется, чтобы каждый вечер и в каждом концертном зале исполнение отличалось всем тем комплексом, который присущ этому юному артисту с большим будущим.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»