Камерный вечер на Новой сцене Большого театра в 900 мест – своеобразный вызов для артистов. Создать атмосферу глубоко личного и сосредоточенного высказывания в масштабном пространстве, которое нужно еще и качественно озвучить, совсем непросто. Однако выдающиеся артисты, которым под силу решить такую задачу, есть.
Маэстро Семен Скигин, признанный мастер, создающий нетривиальные концертные программы, объединил вокруг себя для разговора о судьбе и творчестве Петра Ильича Чайковского двух интереснейших «собеседников». Избранные романсы композитора исполнял его давний сценический партнер, один из самых востребованных баритонов современности Игорь Головатенко: с первых звуков романса «Горними тихо летела душа небесами» чувствовалась исключительная сыгранность певца и пианиста, их абсолютное взаимопонимание и результат большой работы над словом, фразировкой, чувством музыкального времени. С точки зрения вокала и актерских возможностей певцу подходил абсолютно каждый романс – ни единого промаха. Фрагменты переписки Чайковского читала народная артистка России Светлана Крючкова, и ее манера также оказалась не лишенной музыкальности. Эмоции через выразительную интонационную ясность русского языка она преподносила публике неспешно, основательно, с динамическим разнообразием, с кульминациями и акцентами, что особенно действенно работало во второй части концерта, приближающей нас к болезненной трагедии последних дней великого композитора.
Та самая труднодостижимая атмосфера вечера удачно создавалась как бы между двух разных и иногда непримиримых ощущений. С одной стороны, в визуальном решении мы видели стильную отсылку к дореволюционной эпохе: затемненное пространство сцены было украшено лишь несколькими люстрами с имитацией свечей под старину и большим портретом Чайковского, по центру стоял рояль, недалеко от которого расположился круглый деревянный стол с винтажной скатертью, за которым сидела Светлана Крючкова. С другой стороны, во всем происходящем чувствовался современный или даже вневременной месседж, обращенный к нам сегодняшним.
Семен Скигин, продумывая содержание вечера, по своему обыкновению не стал прибегать ни к каким новомодным дешевым ухищрениям. Оказалось, что о Чайковском можно рассказать гениально и просто, если смотреть на него здраво и мудро, а также сделать своей целью поиск незримой нити, которая могла бы связать слушателей с его настоящим и очищенным от штампов творчеством.
Драматургию вечера выстроили по хронологии жизни Петра Ильича. История его несостоявшейся женитьбы на певице Дезире Арто вскрывала такие темы, как жертвование собственным успехом и карьерой во имя другого человека. Переписка с Надеждой Филаретовной фон Мекк – энциклопедия взаимоотношений между людьми, поскольку градус их общения постоянно менялся, особенно со стороны Чайковского. В концерте интеллигентно исследовалась тема «двойственности» композитора: его отношение к России и ко всему русскому, а также к европейскому укладу жизни и менталитету, что подчеркнуло извечный вопрос о двух этих составляющих в генезисе его музыки. Одним словом, Чайковский за два с половиной часа предстал перед публикой многогранным человеком: именно человеком, со своими слабостями и особенностями характера и, безусловно, исключительностью.
За всю жизнь Чайковский написал 104 романса: в концерте прозвучали 18 из них, преимущественно известные, но и не обошлось без таких раритетов, как Les Larmes («Слезы») на стихи Августины-Мальвины Бланшкот на французском языке, посвященный Дезире Арто, или «Как наладили: “Дурак!..”» на стихи Льва Мея, иносказательно комментирующий отношения композитора с царским двором. Семен Скигин, поясняя в интервью концепцию вечера, справедливо отмечал: «Романс – это моментальная, сиюминутная реакция Чайковского на события, происходившие в его жизни. Вряд ли композитор, реагируя на какие-то события, садился и писал большую четырехчастную симфонию. Иногда я вчитывался в какое-то письмо, и оно мне казалось настолько ярким, что не включить его в программу было бы ужасно жаль. Я старался создать образ Чайковского, созвучный тем мыслям и чувствам, тем настроениям, которые я слышу в его романсах».
Действительно, тщательно отобранные романсы с «эпиграфом» в виде цитаты из переписки воспринимались публикой очень живо и заинтересованно, поскольку все сидевшие в зале получали возможность понять рефлексию композитора, задуматься о его внутреннем состоянии в момент создания. В этом контексте совершенно иначе слушались романсы «Нет, только тот, кто знал», «То было раннею весной», «Мы сидели с тобой».
Концерт «П.И.Чайковский. Романсы и письма» следовало бы назвать полноценным спектаклем: в данном случае термин «литературно-музыкальная композиция» мелковат. Такие концерты нужны публике, что и доказал солд-аут и экстренная установка дополнительных рядов на месте оркестровой ямы. Хочется, чтобы миссию исполнения камерной музыки не игнорировали и другие большие певцы. Кроме того, хорошо бы подобные концерты записывать и транслировать на широкую аудиторию, ведь многие люди еще просто не знают, что очень любят такую музыку.