Гениально и просто о Чайковском События

Гениально и просто о Чайковском

На Новой сцене Большого театра прозвучала программа «П.И.Чайковский. Романсы и письма»

Камерный вечер на Новой сцене Большого театра в 900 мест – своеобразный вызов для артистов. Создать атмосферу глубоко личного и сосредоточенного высказывания в масштабном пространстве, которое нужно еще и качественно озвучить, совсем непросто. Однако выдающиеся артисты, которым под силу решить такую задачу, есть.

Маэстро Семен Скигин, признанный мастер, создающий нетривиальные концертные программы, объединил вокруг себя для разговора о судьбе и творчестве Петра Ильича Чайковского двух интереснейших «собеседников». Избранные романсы композитора исполнял его давний сценический партнер, один из самых востребованных баритонов современности Игорь Головатенко: с первых звуков романса «Горними тихо летела душа небесами» чувствовалась исключительная сыгранность певца и пианиста, их абсолютное взаимопонимание и результат большой работы над словом, фразировкой, чувством музыкального времени. С точки зрения вокала и актерских возможностей певцу подходил абсолютно каждый романс – ни единого промаха. Фрагменты переписки Чайковского читала народная артистка России Светлана Крючкова, и ее манера также оказалась не лишенной музыкальности. Эмоции через выразительную интонационную ясность русского языка она преподносила публике неспешно, основательно, с динамическим разнообразием, с кульминациями и акцентами, что особенно действенно работало во второй части концерта, приближающей нас к болезненной трагедии последних дней великого композитора.

Та самая труднодостижимая атмосфера вечера удачно создавалась как бы между двух разных и иногда непримиримых ощущений. С одной стороны, в визуальном решении мы видели стильную отсылку к дореволюционной эпохе: затемненное пространство сцены было украшено лишь несколькими люстрами с имитацией свечей под старину и большим портретом Чайковского, по центру стоял рояль, недалеко от которого расположился круглый деревянный стол с винтажной скатертью, за которым сидела Светлана Крючкова. С другой стороны, во всем происходящем чувствовался современный или даже вневременной месседж, обращенный к нам сегодняшним.

Семен Скигин, продумывая содержание вечера, по своему обыкновению не стал прибегать ни к каким новомодным дешевым ухищрениям. Оказалось, что о Чайковском можно рассказать гениально и просто, если смотреть на него здраво и мудро, а также сделать своей целью поиск незримой нити, которая могла бы связать слушателей с его настоящим и очищенным от штампов творчеством.

Драматургию вечера выстроили по хронологии жизни Петра Ильича. История его несостоявшейся женитьбы на певице Дезире Арто вскрывала такие темы, как жертвование собственным успехом и карьерой во имя другого человека. Переписка с Надеждой Филаретовной фон Мекк – энциклопедия взаимоотношений между людьми, поскольку градус их общения постоянно менялся, особенно со стороны Чайковского. В концерте интеллигентно исследовалась тема «двойственности» композитора: его отношение к России и ко всему русскому, а также к европейскому укладу жизни и менталитету, что подчеркнуло извечный вопрос о двух этих составляющих в генезисе его музыки. Одним словом, Чайковский за два с половиной часа предстал перед публикой многогранным человеком: именно человеком, со своими слабостями и особенностями характера и, безусловно, исключительностью.

За всю жизнь Чайковский написал 104 романса: в концерте прозвучали 18 из них, преимущественно известные, но и не обошлось без таких раритетов, как Les Larmes («Слезы») на стихи Августины-Мальвины Бланшкот на французском языке, посвященный Дезире Арто, или «Как наладили: “Дурак!..”» на стихи Льва Мея, иносказательно комментирующий отношения композитора с царским двором. Семен Скигин, поясняя в интервью концепцию вечера, справедливо отмечал: «Романс – это моментальная, сиюминутная реакция Чайковского на события, происходившие в его жизни. Вряд ли композитор, реагируя на какие-то события, садился и писал большую четырехчастную симфонию. Иногда я вчитывался в какое-то письмо, и оно мне казалось настолько ярким, что не включить его в программу было бы ужасно жаль. Я старался создать образ Чайковского, созвучный тем мыслям и чувствам, тем настроениям, которые я слышу в его романсах».

Действительно, тщательно отобранные романсы с «эпиграфом» в виде цитаты из переписки воспринимались публикой очень живо и заинтересованно, поскольку все сидевшие в зале получали возможность понять рефлексию композитора, задуматься о его внутреннем состоянии в момент создания. В этом контексте совершенно иначе слушались романсы «Нет, только тот, кто знал», «То было раннею весной», «Мы сидели с тобой».

Концерт «П.И.Чайковский. Романсы и письма» следовало бы назвать полноценным спектаклем: в данном случае термин «литературно-музыкальная композиция» мелковат. Такие концерты нужны публике, что и доказал солд-аут и экстренная установка дополнительных рядов на месте оркестровой ямы. Хочется, чтобы миссию исполнения камерной музыки не игнорировали и другие большие певцы. Кроме того, хорошо бы подобные концерты записывать и транслировать на широкую аудиторию, ведь многие люди еще просто не знают, что очень любят такую музыку.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой