Геннадий Дмитряк: <br>Хочу вернуть Госхор к истокам, к русской музыке Персона

Геннадий Дмитряк:
Хочу вернуть Госхор к истокам, к русской музыке

В нынешнем сезоне Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова отмечает 85-летие

С 31 декабря 2019 года его возглавляет один из наиболее ярких отечественных хоровых и симфонических дирижеров, народный артист России, профессор Геннадий Дмитряк. В то же время маэстро остается художественным руководителем Капеллы России имени А. А. Юрлова. Геннадий Дмитряк рассказал Евгении Кривицкой о прошлом и настоящем двух коллективов, о том, как менялась эстетика хорового пения.

Два худрука

Все началось с приказа Комитета по делам искусств: «В целях развития пропаганды хоровой культуры, и особенно русской народной песни, и создания образцового хорового коллектива: Государственной филармонии приступить с 5 мая 1936 года к формированию Государственной хоровой капеллы в составе 150 человек». Мало кто знает: создавали Госхор два выдающихся дирижера. Николай Данилин – бывший руководитель Московского синодального хора – привел 40 человек; их объединили с хоровой капеллой Всесоюзного радиокомитета, созданной Александром Свешниковым.

Данилину поручили общее художественное руководство, а Свешникова назначили директором. Данилин, параллельно с работой в Госхоре, руководил и Ленинградской академической хоровой капеллой, и через несколько месяцев вынужден был уехать в Ленинград, в результате чего Свешников уже единолично управлял хоровой капеллой в Москве. Спустя год произошла рокировка: Свешникова перевели в Ленинградскую капеллу, а Данилина – обратно в Госхор, руководителем которого он оставался до мая 1939 года. А потом с 1940 по 1980 год в Госхоре уже бессменно царствовал Свешников.

Русская песня

Когда я получил назначение на должность худрука, то обратился к этим документам, чтобы понять, как дальше действовать, куда вести коллектив. Ключевыми для меня стали слова «пропаганда хоровой культуры и особенно русской песни и создание образцового коллектива».

В моей памяти сохранился образ Госхора времен Свешникова, в котором все подчеркивало принадлежность русским традициям: репертуар, состоявший из хоровой классики и обработок народных песен, сделанных самим Свешниковым, и даже платья женской группы хора и косы, напоминавшие о русской моде XIX века. Во время зарубежных гастролей коллектив также знакомил слушателей с русским хоровым искусством, народной песней. В молодости, учась в Институте имени Гнесиных, я был больше связан с Капеллой Юрлова, мне казалось, что благодаря своей активности и динамизму Капелла в 1970-е годы опережала Госхор по многим позициям. Юрлов нашел свою линию, стал работать с современными ему композиторами, такими как Шостакович, Свиридов, Щедрин, Рубин, Николаев, Чалаев.

Юрлов привлек внимание симфонических дирижеров – Кондрашина, Светланова, Рождественского – для совместного исполнения произведений кантатно-ораториального жанра. Помню, как я пел в хоре студентов Института имени Гнесиных, и Юрлов позвал нас вместе со своей Республиканской капеллой исполнить «Курские песни», «Патетическую ораторию», «Поэму памяти Сергея Есенина» Свиридова. Мы участвовали и в исполнении «Немецкого реквиема» Брамса под управлением Давида Ойстраха. Госхор же оставался эталонным коллективом, посвятившим себя сохранению национального репертуара, прежде всего русской песни. Конечно, и Свешников обращался к новой музыке: я сам присутствовал на премьере «Четырех хоров на стихи Твардовского» Щедрина и был поражен поистине великолепным звучанием хора.

Кстати, я второй раз прихожу в Госхор. До этого, в 1987 году, меня в качестве дирижера пригласил Владимир Минин, возглавивший тогда этот коллектив. Я много репетировал и выступал с концертами, ездил с Госхором на гастроли.

Поиски пути

У каждого коллектива бывают подъемы и спады. Они обусловлены объективными причинами и часто вызваны тем, что нет четкой репертуарной политики и ясного понимания, каким должен быть хор. Сейчас главное – обозначить верную стратегию. Первоочередная задача для меня – расширение репертуара Госхора. Конечно, мы сейчас работаем и над произведениями западноевропейских композиторов, но я считаю, что нужно в первую очередь возвращаться к истокам, к русской музыке. Это необходимо для восстановления музыкальной формы хора.

Во многом благодаря Госхору в советскую эпоху была сохранена подлинная русская народная и духовная хоровая музыка. И одна из задач коллектива в наши дни – донести ее до современных слушателей. Мы держали в уме эту цель, когда составляли программу юбилейного концерта, который пройдет в ноябре. Концерт станет живым диалогом прошлого и настоящего, отразит в панораме хоровых сочинений несколько столетий истории нашей страны. В первом отделении будет звучать духовная музыка – от концертов Бортнянского, мастера русского барокко, через классику XIX века и творчество Рахманинова к произведениям современных композиторов – Шнитке и Щедрина. Второе, более праздничное отделение, представит россыпь хоровых шедевров русской музыки – сочинения Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, Щедрина. В этом отделении прозвучит премьерное исполнение произведения советского и российского композитора, лауреата Государственной премии СССР Владимира Кобекина. Конечно, ценители Госхора услышат и русские народные песни в обработках, некогда служившие визитной карточкой коллектива. Эту программу мы уже показали на гастролях во Владимире, Коломне, Клину; она неизменно вызывает восторг слушателей.

Сейчас формирую новый облик Госхора в соответствии со своими представлениями о качестве хорового звучания, работаю над тем, чтобы в коллективе появилось новое отношение к звуку, интонированию слова, к его содержательности. Я стремлюсь передать хору то ощущение и понимание задач хорового исполнительства, которое есть в моем сознании, то идеальное слышание, которое они должны воплотить в реальном звучании. Поэтому на репетициях требую от артистов максимальной концентрации, сосредоточенности, особого отношения к своей профессии и творческим обязанностям. «Замысел должен быть идеальным, воплощение –талантливым, только в этом случае на выходе мы получим хороший результат», – говорил драматург Вампилов.

Отрадно, что в Госхор стали приходить молодые талантливые музыканты. За это время мы с коллегами в Госхоре прослушали более двухсот человек и отобрали чуть больше двадцати. Так что, как видите, наши требования достаточно высокие. Приятно, что в лице многих артистов я нашел единомышленников.

Для меня также очень важны человеческие качества артистов – от этого зависит творческая атмосфера в коллективе, эмоциональный настрой, без которого невозможно добиться яркого результата.

Геннадий Дмитряк и артисты Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова

Дом, где живет хор

Репетиционная база Госхора находится неподалеку от Сада имени Баумана. У нас есть свой зал, но он не настолько большой, чтобы в нем можно было проводить концерты. Там хорошие условия для репетиций. Кроме того, нам недавно удалось провести ремонт и вернуть в этот особняк атмосферу, которая дает ощущение родного дома, чтобы сюда было приятно приходить. При поддержке Министерства культуры РФ для Госхора были пошиты новые концертные костюмы, так что коллектив обновился и внешне. Сейчас здесь царит очень хороший творческий настрой, мы много репетируем и многое удается сделать.

Два хора

История музыкального исполнительства знает немало случаев, когда один музыкант руководил двумя коллективами. Конечно, эта ситуация более характерна для дирижеров, работающих с оркестрами. В хоровом искусстве так случается реже. Но это дает особые исполнительские возможности. С одной стороны, Капелла и Госхор, оставаясь самостоятельными творческими коллективами, имеют свой уникальный путь развития. С другой стороны, появилась возможность объединения этих двух хоров на сцене для решения масштабных творческих задач.

Руководство двумя коллективами заставляет меня много размышлять, подбирать программы для хоров так, чтобы они не повторяли друг друга. Например, Капелла имени Юрлова недавно завершила работу над Антологией хоровой музыки Георгия Свиридова, а сейчас занята записью Антологии всех хоровых сочинений Родиона Щедрина. Только что завершили запись первого диска, в который вошло новое произведение композитора – «Хлебников-триптих». С Родионом Константиновичем часто созваниваемся, обсуждаем нюансы этого проекта. Общаться с ним – настоящее счастье, так как его фантастическая увлеченность и творческая молодость всегда помогают глубже проникнуть в текст и понять замысел его произведений. Работа над каждой его партитурой требует от нас колоссального напряжения духовных и физических сил. И вместе с тем поднимает весь коллектив Капеллы на новую творческую высоту.

А для современного Госхора я выделил линию сохранения и преумножения его выдающихся исторических достижений. Хочу вернуть в репертуар коллектива «Всенощную» Рахманинова в том звучании, в каком это сочинение было воплощено при Свешникове. Уверен, что Александру Васильевичу удалось в этой записи заглянуть в будущее. У него звучание хора, трактовка «Всенощной» настолько соответствуют духу Рахманинова, что эта интерпретация никогда не устареет.

Планы

У Госхора, как у любого государственного коллектива, есть госзадание: мы регулярно проводим концерты, возобновили гастрольную деятельность, которую приурочили к празднованию 85-летия хора. Заново формируется репертуар. Сейчас стоит задача – вернуться на большую эстраду, завоевать доверие публики и музыкантов, добиться приглашения к участию в программах с симфоническими оркестрами.

У меня есть заветная идея: провести фестиваль двух знаменитых коллективов – Капеллы и Госхора, и посвятить его памяти Александра Юрлова и Александра Свешникова. Уверен, что такой фестиваль привлечет внимание общественности к творчеству двух легендарных коллективов страны и напомнит о выдающейся роли этих мастеров хорового искусства в развитии отечественной культуры. Кроме сольных выступлений коллективов в программу фестиваля хотелось бы включить сочинения, написанные в оригинале для двух хоров. У меня теперь появилась такая возможность. Знаете, механическое объединение коллективов не дает выдающихся результатов: у Капеллы имени Юрлова есть такой опыт. А вот сейчас, когда появилась единая эстетическая платформа, общий подход к вокальным задачам, уверен, что художественный результат будет качественно иным. Первая попытка уже сделана. 17 мая в Соборной палате Московского Епархиального дома Капелла исполняла зарубежную музыку, а Госхор – русскую, а в завершение концерта оба коллектива совместно исполнили сочинения Свиридова и Щедрина.

Для будущего фестиваля готовлю двойные хоры Танеева на стихи Полонского, нашел интересное сочинение Яначека «Господи, помилуй» для двух хоров, органа, трех тромбонов, октета солистов; двойной концерт «Тебе, Бога, хвалим» Бортнянского. Отыскал в консерватории версию для двух хоров первого номера «Литургии святого Иоанна Златоуста» Рахманинова. И конечно, обратился к зарубежной классике – кантате «Лик человеческий» Пуленка для двух хоров.

Исполнение музыки советской эпохи – это ярчайшая страница в истории обоих хоровых коллективов. Это музыкальное наследие не устаревает – идеологические моменты в лучших произведениях отечественных композиторов XX столетия возвышаются над своим временем и сегодня лишь прославляют любовь к Родине, ее истории, правде, любовь к ближнему. Поэтому в завершение программы фестиваля мне бы хотелось вернуться к этим образам и исполнить с Госхором и Капеллой «Патетическую ораторию» и «Поэму памяти Сергея Есенина» Свиридова.

Я мечтаю об этой работе и надеюсь, что через какое-то время обстоятельства позволят мне воплотить эту мечту в жизнь.

Яна Дубинина: Для меня важно услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием Персона

Яна Дубинина: Для меня важно услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием

Джанкарло дель Монако: У меня много друзей в России Персона

Джанкарло дель Монако: У меня много друзей в России

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством Персона

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей Персона

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей