Геометрия качества События

Геометрия качества

Московское издательство «Геометрия» работает с артистами, музыка которых подходит под определения «рок» и «джаз», но в реальности это нередко оказывается чем-то, что описать вербально сложно. Но можно искать ответы на вопросы: как издавать музыку, которую принято считать легкой так, что качество и подход к работе будут глубокими, серьезными и будут формировать внимательное отношение к процессу и интерес к результату. Да и в самих этих жанрах тоже находить новые и неожиданные стороны и черты.

История «Геометрии» берет начало в дружбе Павла Кострикина и Вадима Ульянкина. В 80-е годы прошлого столетия они любили рок-н-ролл –  кто же не любил его в молодости… В числе событий, которые теперь вспоминают основатели лейбла, –  письма в армию: друг, оставшийся на гражданке, восторженно и информативно описывал служившему другу перипетии проходившего в Подмосковье легендарного «советского Вудстока» –  мегафестиваля «Подольск‑87». Кто бы мог подумать, что он станет и одной из вершин работы будущего издательства. Аудио- и видеокомплекты отреставрированных записей с того феста, многие из которых считались безнадежно утерянными в ядовитой пучине 90-х, остаются непревзойденным примером на отечественом рынке – и как исторический артефакт, и как образец издательской работы высокого уровня.

Прямая реализации

90-е миновали, и Павел и Вадим решили создать свой лейбл. В ту пору любимые музыканты издавались, но как-то неудачно, как попало, а перед глазами лежали красивые коробки лимитированных и юбилейных изданий западных звезд. Обязанности поделили: один выступает как организатор и мотор ситуации, источник энергии, второй –  как продюсер, ответственный за реализацию идей. Шел 2002 год.

Кого издавать? Вопрос был решен в пользу музыки непростой и неглупой. «Умная музыка, неразвлекательная, имеющая содержание, даже мессианская музыка, аналог понятия “нон-фикшн”», –  так Кострикин определяет область интересов издательства.

Павел Кострикин в магазине «Дом Культуры»

Это стало основным курсом, но не коммерческой золотой жилой, конечно, –  сомнения в рыночной целесообразности происходящего присутствовали, но критерии были выбраны другие. «Некоммерческая музыка коммерчески безнадежна. Поэтому мы поддерживаем музыкальные бутики», –  говорит Павел.

Лейбл проявил настойчивость, вкус и оказался уже в зоне сохранения культуры смутного времени. Первым диском каталога «Геометрии» стал сольный альбом лидера группы «АукцЫон» Леонида Фёдорова –  «Лиловый день» (2003). Эта удивительная по свободе выражения и творческому поиску пластинка, в трек-листе которой под оригинальными мелодиями песен звучат подкладки от Вагнера, Шнитке и Вивальди до Исао Томиты, Дживана Гаспаряна и ростовских колокольных звонов.

Круг идей

Вдохновленное бодрым стартом издательство стало, с подарками и бонусами, архивными изысканиями и качественным мастерингом, заново выпускать дискографию «АукцЫона» –  странного содружества музыкантов и шоуменов, царства театральности, образности, перформанса и ироничного тревожного эпатажа. Группа записывала свои альбомы с бардом Алексеем «Хвостом» Хвостенко, звездными музыкантами Марком Рибо и Джоном Медески, Фрэнком Лондоном и Недом Ротенбергом. Ничего подобного русский рок не знает, и это явилось одним из главных дел «Геометрии». Особо креативным получился популярный альбом «Птица», песня «Дорога» из которого вошла в саундтрек к фильму Алексея Балабанова «Брат‑2». В издание был вложен 12-частный пазл из толстого картона, на котором были зашифрованы сюжеты песен альбома.

Естественным развитием темы стала дискография московской прогрессивной группы «Вежливый отказ», творчество которой соединяет эскапизм и тонкость ощущений со сложной, оригинальной музыкой. В составе группы играл композитор Павел Карманов, участники «Отказа» выступали с композитором Владимиром Мартыновым и ансамблем Opus Posth Татьяны Гринденко, первым симфоническим ансамблем без дирижера «Персимфанс», воссозданным пианистом Петром Айду. Группа не избегает академических мемов, например, располагая пьесы под названием «Увертюра» в разных местах фотограмм.

Вершиной этого процесса стал выпуск «Геометрией» фильмов Лео Фейгина –  знаменитого советского эмигранта, некогда ведущего джазовой передачи на Би-Би-Си, основателя знаменитого лейбла Leo Records и фестиваля Leo Records Festival in Russia, одного из главных проводников советской и постсоветской свободной музыки во всем мире –  жанра, в котором мы не уступаем никому. Издательство выпустило на DVD документальные киноработы Лео. В них –  выступления блестящих музыкантов Вячеслава Ганелина, Анатолия Вапирова, Сайнхо Намчылак, Азизы Мустафа-заде, Михаила Альперина, Сергея Курехина и «Поп-механики», Вячеслава Гайворонского, Владимира Волкова, группы «Архангельск» Владимира Резицкого и других звезд импровизационной музыки.

В каталоге издательства есть и такие люди, как герой 80-х Михаил Борзыкин и группа «Телевизор», водивший в перестройку народ на штурм горкомов партии и по-прежнему занимающий резко протестные позиции. Лейбл тут оказывается фактором объединения, возможностью услышать разные мнения без медийной шелухи.

Треугольник креатива

Третьим «углом», олицетворявшим вслед за Кострикиным и Ульянкиным «Геометрию», стал реставратор и саунд-инженер Евгений Гапеев. Мало кто из советских рокеров думал о сохранении своего наследия. Альбомы летали по стране серпантином магнитофонных лент. Теперь, чтобы хорошо издать альбом, требуются месяцы поисков и кропотливой реставрации. Последнее время нередко пересказывают историю восстановления альбома «АукцЫона» «Это мама». Начальная фонограмма на магнитной ленте, казавшаяся безнадежно испорченной, запекалась в специальной печи и таким образом становилась на короткое время пригодной для воспроизведения. Многие не верят в подобные рассказы, но таким же способом не так давно в Британии спасали, например, записи Queen. У Евгения есть немало историй из этой области в жанрах от романа поисков до детектива спасения.

Издательство не противостоит цифровым технологиям, а использует их, не считая, что это гармоничный путь.

«Стриминг безлик, пока не взял в руку носитель, нельзя понять, что за музыку ты слушаешь!» –  считает Ульянкин.

Вадим Ульянкин

«Важны тонкие ощущения, тактильные ощущения, запах и цвет!» –  переходит на образное описание своих критериев Кострикин.

«Лейбл нужен для того, чтобы делать релизы профессионально и качественно. Производство требует контроля!» –  резюмирует Ульянкин.

Музыка, которую выпускает лейбл, –  самый непростой и продвинутый рок в стране. Кто-то под него танцует, кто-то слушает по ночам, кто-то идет на большие фестивали. Напрашивающаяся история про то, как издатели рока пришли к импровизационной музыке, из этого повествования не получится. Создатели «Геометрии» помнят про свой выбор, про стремление к качеству, доходящее до любви. Их критерий –  актуальность на основе знания традиций. Многие сотрудники лейбла –  коллекционеры, и, хотя их вкусы могут расходиться, но мировоззренчески и социально они друг друга понимают. Артисты издательства балансируют на грани коммерческой целесообразности и духовного напряжения и, как следствие, креативности и ясности концепции. И их немало, что, заставляет усомниться в верности уже осевшего в мозгах мема «рок-н-ролл мертв».

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»