Геометрия звуковых пространств События

Геометрия звуковых пространств

Мировые премьеры Сергея Невского и Олега Гудачёва в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» и фонд V-A-C успешно интегрируют новую музыку в архитектурное пространство, созданное итальянцем Ренцо Пьяно. Особая гордость – мировые премьеры российских композиторов, написанные по заказу фонда V-A-C для «ГЭСа» с его богатейшими акустическими возможностями. Таковыми уже стали композиции «После» Владимира Горлинского для Актового зала или «Все станет тишиной» Антона Светличного, создававшаяся с учетом акустических условий Проспекта «ГЭС-2». Две мировых премьеры прозвучали на концерте «Геометрия звука» – новые опусы Сергея Невского и Олега Гудачёва исследовали акустическое пространство Актового зала и то, как несколько звуковых слоев могут отражаться, создавая специфическую музыкальную геометрию.

В произведениях Сергея Невского нередко совмещаются несколько самостоятельных звуковых пластов. В номере Der Garten из оперы Pazifik Exil («Тихоокеанская ссылка») таких пластов пять: вокальные партии баса и тенора (персонификация Арнольда Шёнберга и Бертольда Брехта), комментирующий события контратенор, дуэт сопрано и баритона, исполняющий Хорал. Композитор успешно интегрирует и несколько медиа – в документальной опере Die Einfachen («Простые») он смешал русский и немецкий языки, письма советских гендерных диссидентов и рецепцию этих документов, пение ансамбля Neue Vocalsolisten Stuttgart и видеоарт. Пожалуй, совсем уникальный случай – проект «Борис» для Штутгартской Staatsoper. В постановке театра первая редакция «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского была монтажным образом совмещена с оперой Сергея Невского «Время секонд-хенд» по одноименной книге Светланы Алексиевич.

«Трилогия для ансамбля: I. Пространство» Невского открывает цикл, задуманный композитором во время пандемии и написанный специально для ведущих европейских ансамблей новой музыки. Первая часть («Пространство») посвящена Московскому ансамблю современной музыки, с которым Невского связывает многолетняя дружба и сотрудничество. Вторая часть («Облако») – для ensemble recherche – была исполнена в Милане в мае 2022-го. Мировая премьера третьей части («Память») состоится в конце марта этого года в Берлине – партитуру сыграет ensemble mosaik.

Слоистость «Пространства» обусловлена тембровым составом: фортепиано, электрогитара и ударная установка, солисты-струнники (скрипка, альт, виолончель) и исполнители на духовых инструментах (флейта, кларнет, саксофон). Каждая из инструментальных групп отмечена собственным темпом и характерным музыкальным языком. Близкие к авангардному джазу идиомы и «воспоминание» о Ренессансе в духе Сальваторе Шаррино у струнных, спектральное звучание деревянных духовых и аскетичная постромантическая фактура партии пианиста – все это порождало насыщенный звуковой пейзаж. Солисты МАСМ добились слаженной работы под управлением дирижера Ольги Власовой – было любопытно следить за звуковыми отражениями, за тем, как один слой накладывается на другой или как несколько герметичных звуковых пространств взаимодействуют друг с другом. Новая пьеса Сергея Невского – несомненная композиторская удача.

Идея звуковых отражений и иллюзий была продолжена в L-ISA SYMPHONY Олега Гудачёва – автора, уверенно работающего с электроникой на территории музыкального театра, музейных инсталляций и contemporary music. Движущей силой нового произведения, по словам композитора, стал конфликт видимого и слышимого, а сама пьеса – попытка совместить поиски в области инструментального письма с акусматическими иммерсивными наработками, идущими от «Архипелага» (инсталляция с таким названием демонстрировалась в «ГЭС-2» в рамках проекта «Настройки»).

L-ISA – система иммерсивного пространственного звука, которой оснащен Актовый зал «ГЭС-2». Гудачёва вдохновило то, как рассчитываются отражения – звук в L-ISA можно расположить практически в любой точке пространства. Композитор дополнил пьесу саундскейпами (пляж, дорога, комната отеля), звуковыми преображениями акустических музыкальных инструментов (инструментальный ансамбль включал кларнет, тромбон, гитару, электрогитару, скрипку, виолончель и контрабас) и голоса певицы (солировала Ольга Власова), а также цитатой из хорового опуса Модеста Мусоргского. В кульминации L-ISA SYMPHONY возникает искаженная фонограмма «Ах ты, воля, моя воля» из Пяти русских народных песен для мужского хора – одного из последних сочинений Мусоргского.

L-ISA SYMPHONY Гудачёва близка к сайт-специфик произведениям (таким, которые создаются и исполняются в каком-то конкретном месте). Композитор со звукоинженерами «ГЭС-2» проделали колоссальную работу – от создания акустической ситуации в 3D-модели до сведения мультитрека во время интенсивной репетиционной работы в Актовом зале. Удачным кураторским решением стало приглашение в проект  Константина Бинкина, художника по свету и номинанта премии «Золотая Маска». Благодаря его профессиональной работе музыкальная партитура обрела глубину и дополнительную визуальную привлекательность.

От меланхоличного эмбиента до ритмичного техно – таков спектр звучания новой композиции Олега Гудачёва. Подобно человеческой памяти, музыкальная структура пьесы построена на трансформировании и упорядочивании, эстетике вычитания и самоотказа. «Память – странное дело! – пишет философ Гастон Башляр в “Поэтике пространства”. – Мы не можем снова проживать пролетевшие отрезки времени. Можем только продумывать их, продумывать в границах некоего абстрактного времени, лишенного всякой плотности». Абстрактное время в L-ISA SYMPHONY уплотнено до предела.

Сложно сказать, что воздействует на современного слушателя сильнее – шоу Björk или новая мультимедийная пьеса композитора Александра Шуберта, эмбиент-альбом или часовой перформанс-медитация, созданный академическим автором. Концерт «Геометрия звука» с премьерами Сергея Невского и Олега Гудачёва – пример того, как академическая музыка умеет быть захватывающей и интересной. Для подобного проекта необходимы несколько составляющих: большая подготовительная работа и достаточное количество репетиций, качественная звуковая аппаратура и профессионалы-звукорежиссеры, художественный свет, не перегружающий восприятие, и, конечно, возможность приглашать лучших музыкантов в области современного исполнительства. В «ГЭС-2» все эти ресурсы в изобилии.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»