Трансляцию сочинений Щедрина посвятили Пасхальному фестивалю

20.04.2020
Трансляцию сочинений Щедрина посвятили Пасхальному фестивалю

Родиона Щедрина – классика современной русской музыки – связывают с Мариинским театром давняя дружба и сотрудничество. В феврале 2020 года коллекция исполняемых в театре опер Щедрина обрела полноту: теперь здесь идут все оперы мастера. 20 апреля в 19:00 mariinsky.tv приглашает зрителей послушать первое сочинение композитора в этом жанре – «Не только любовь», а после «антракта» Денис Мацуев и Симфонический оркестр Мариинского театра исполнят Второй фортепианный концерт. Дирижер – Валерий Гергиев. Трансляция будет доступна для просмотра на платформе mariinsky.tv, в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Видео будет опубликовано на 24 часа.

Валерий Гергиев посвящает эту трансляцию всем поклонникам Московского Пасхального фестиваля. «Вчера мы должны были открывать ХIХ Московский Пасхальный фестиваль, а сегодня нас с оркестром Мариинского театра уже ждали с концертом в Казани. Мы часто туда приезжаем, почти ежегодно, и этот город с великими музыкальными традициями всегда тепло встречает наши выступления. Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина «Не только любовь», а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям классической музыки, но в первую очередь зрителям Казани, куда мы обязательно еще приедем», – отметил маэстро Гергиев.

Видеозапись концертного исполнения оперы «Не только любовь» проводилась в 2016 году, когда это сочинение впервые прозвучало в Мариинском театре. Вокальные партии исполнили: Анна Кикнадзе (Варвара Васильевна), Николай Емцов (Володя Гаврилов), Наталья Павлова (Наташа), Андрей Серов (Федот Петрович), Ярослав Петряник (Иван Трофимов). Второй фортепианный концерт – напротив одна из недавних записей. В ноябре 2019 года Валерий Гергиев и Денис Мацуев завершали этим произведением Первый Международный московский фестиваль «Зарядье».

О своей ранней опере «Не только любовь», написанной в 1961 году и посвященной Майе Плисецкой, Щедрин вспоминал: «Ее постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, были слишком вызывающим контрастом. Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую «Травиату», и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара».

Спустя пять лет, в 1966 году, взорвал музыкальную общественность и Второй фортепианный концерт. В нем Щедрин решился на коллаж двух, казалось бы, полярных стилей: додекафонии (метода сочинения музыки с помощью двенадцати независимых тонов) и джаза. Контраст нескольких музыкальных стилей, да к тому же осуждаемых в те годы, был встречен яростной дискуссией на Пленуме Союза композиторов СССР, где всерьез обсуждался вопрос идеологической направленности композиторской техники.

Прошедшие годы лишь подчеркнули правоту автора. Оба сочинения, слишком ярких для своей эпохи, прекрасно уживаются в нынешней. «Не только любовь» – этакий «колхозный «Евгений Онегин»» (Щедрин) – как энциклопедия жизни послевоенной деревни, с ее частушкой «под язык». Второй концерт – как один из первых в СССР смелых опытов стилистического синтеза.

Узнать больше о сотворчестве выдающегося композитора и Мариинского театра, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Щедрин в Мариинском».