Герои-романтики в «Зарядье» События

Герои-романтики в «Зарядье»

Скрипач Никита Борисоглебский выступил с РНО под управлением Федора Безносикова

Романтические концертные программы привлекают мелодичностью, открытой искренностью выражения образов и чувств, задуманных композитором. Подобные сочинения, как явление эмоционально-чувственное, считаются более понятными и популярными, чем программы других стилевых направленностей. Традиционно обеспечивая успех у широкой публики, они гарантируют наполняемость залов, и вечер 19 мая не стал исключением из правила. Однако воскресный эмоциональный вектор «Зарядья» не дал ни малейшего шанса обыденности. Главные герои-романтики – Российский национальный оркестр, дирижер Федор Безносиков и солист Никита Борисоглебский – сделали вечер незабываемым.

Увертюра к опере «Оберон» К.-М. фон Вебера, скрипичные концерты Ф.Мендельсона и Я.Сибелиуса всегда были и будут в когорте самых исполняемых сочинений концертного репертуара, известных как любителям-меломанам, так и профессиональным музыкантам. Менее часто можно услышать симфоническую поэму «Весенняя песнь» Сибелиуса. Светлая, в нежных весенних тонах, полная надежды и любви, тонкая музыка оттенила сумрачный, суровый, полный напряженного драматизма характер его Скрипичного концерта.

В целом программа была во многом под стать фигуре Федора Безносикова-дирижера. Характерное изящество жестов молодого музыканта, их элегантность и пластика, подобная смычку, дает возможность догадаться об изначальной природе его дирижерского стиля даже непосвященному.

Как скрипач-солист и ансамблист Безносиков – обладатель лауреатских званий значимых состязаний: международных конкурсов имени Ю.Янкелевича, М.Юдиной, В.Спивакова и других. Было заметно, что он хорошо знаком с партиями солирующей скрипки в концертах Мендельсона и Сибелиуса и прекрасно представляет их исполнительские нюансы. Это немаловажное обстоятельство значительно поспособствовало живому музицированию, естественному взаимопониманию оркестра и солиста.

Индивидуальное «камерное слышание» Безносикова отразилось в его работе со звучанием фактурных элементов партитуры: в стремлении к детализации ансамблевых и тембровых взаимодействий внутри оркестра. В большей степени это происходило у струнных, в меньшей – в группе духовых, отличавшихся не всегда оправданной ритмической свободой. В целом заряженный молодой энергией, слаженно звучавший коллектив оказал немалую поддержку в создании образов, красок и эмоций этого вечера творческому тандему Безносикова – Борисоглебского при очевидном лидерстве последнего.

Немаловажным в этом смысле помимо всего прочего стал визуальный контраст интеллигентных жестов дирижера и мощных, стихийных сценических движений солиста, задавшего темп, характер звучания, ведшего за собой не только оркестр, но и всех вокруг.

Можно сказать, что тема лидерства была символичной для происходивших на сцене событий в целом. Сама идея исполнения в один вечер двух крупномасштабных скрипичных концертов выглядит крайне смелой. На подобный шаг солисты идут нечасто, поскольку для этого нужны недюжинные силы – духовные и физические.

Чего стоит только выдержать один Концерт Сибелиуса с его невероятно сложной скрипичной фактурой, проживая образы эмоционально напряженных мрачных миров! Это сочинение – не только достижение композиторского творчества, но и максимальное средоточие выразительных средств скрипки, испытывающих возможности музыканта, задавшегося целью его исполнить. Но Борисоглебский, кажется, не придает этому большого значения, поскольку в первом отделении представляет публике еще и Концерт Мендельсона – изящный по стилю, менее энергетически затратный, но обманчивый своей мнимой простотой. Все это говорит об уверенности солиста и колоссальном запасе его творческих сил.

Современный стиль Никиты Борисоглебского вряд ли можно назвать «стилем скрипача» в привычном понимании. Присутствуя на его концертах, невольно ловишь себя на мысли, что важность техники незаметно уходит на «тридцать второй план»: она настолько совершенна, что ее не замечаешь вовсе. Технический элемент, прием, штрих, любое средство выразительности здесь соответствует образу, характеру музыки, и более детально – эмоциональной окраске фразы, предложения, реплики. Мы вроде бы слушаем скрипку и скрипача, но в реальности видим яркие картины, переживаем тонкие чувства, сиюминутно сосуществуем с ними. Солист заманивает в мир своих идей и представлений, а слушатель мысленно идет следом, подчиняясь его воле, словно флейте заклинателя змей.

Концерт Сибелиуса – один из «коронных номеров» в репертуаре скрипача. Отслеживая его версии интерпретаций сочинения, можно отметить «вызревание» идей, задуманных в более ранние годы. К примеру, записи с Конкурса имени Я.Сибелиуса и более поздняя, 2017 года, из Большого зала Московской консерватории, при всей легко узнаваемой исполнительской манере скрипача некоторой «иллюстративностью» тяготеют к традиционным прочтениям виртуозно-романтических концертов.

Сегодняшнее же исполнение – откровенное, обезоруживающее своей искренностью высказывание, полное «глубин ледяных морей, заснеженных горных вершин», натиска мрачной стихии и холодного штиля застывшей природы: картина мира, созданного волей Всевышнего. Все, что было задумано музыкантом ранее, обрело масштаб, невероятную силу и энергию, зрелость и особую стихийную свободу, органично сочетающуюся с характером самой музыки. Буквально околдовывает слушателя мощь и объем звучания, глубокий бархатный тембр инструмента и бесконечно «длинный смычок», создающий характерное для Борисоглебского «льющееся» легато. По словам скрипача, музыка Концерта Сибелиуса во многом созвучна его внутреннему миру. Возможно, по этой причине с каждым новым его выходом на сцену бессмертное сочинение раскрывается все глубже.

Не менее яркими и интересными были сольные бисы: финал Второй сонаты Изаи (знаменитые «Фурии») и Речитатив и Скерцо Крейслера – виртуозные хрестоматийные сочинения прозвучали в своеобразном «шлейфе» эмоционального заряда только что отзвучавшего сочинения Сибелиуса, и так, будто это ничего не стоит…

Безусловно, выступление Никиты Борисоглебского в «Зарядье» – явление знаковое не только в рамках российской концертной жизни, но и как одно из достижений мирового скрипичного исполнительства. Отрадно понимать, что сегодня мы наблюдаем период расцвета крупнейшего лидера, без преувеличения яркой звезды, дающей надежду и ориентир для взросления будущих поколений отечественной скрипичной школы.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»