Героические заклинания под сводами электростанции События

Героические заклинания под сводами электростанции

В «ГЭС-2» прозвучали Третья симфония Бетховена и российская премьера произведения Рабиновича-Бараковского

В Доме культуры на Болотной набережной продолжается цикл концертов «Ремонт старых кораблей». Его название – ставшее крылатым высказывание Игоря Стравинского – отражает его концепцию, придуманную куратором музыкальных программ «ГЭС-2» Дмитрием Ренанским: диалог старого и нового искусства, игра с перспективой музыкальной традиции, поиск точек пересечения эпох и стилей. «Ремонтировать» по-новому сочинения прошлых веков и объединять их с малоизвестными или забытыми опусами сегодняшних композиторов вызвались настоящие энтузиасты – мастера искусно «сшивать», казалось бы, кардинально разную музыку. Один из них – дирижер Филипп Чижевский, который так поступил с Третьей («Героической») симфонией Бетховена. К этому циклу он присоединил «Заклинания» – минималистскую пьесу для фортепиано с оркестром Александра Рабиновича-Бараковского.

Посетители концерта могли с изумлением обнаружить… огромный скелет кита, который возвышался над импровизированным зрительским партером на так называемом Проспекте. Эту перформативную инсталляцию, посвященную одновременно размышлениям об одиночестве и мировом океане, создала творческая команда из Санкт-Петербурга (режиссер Антон Морозов, драматург Полина Коротыч, композитор Олег Гудачёв). Впрочем, «52 Гц» – частоту пения кита – публика так и не услышала: на время концерта дверь во внутренний мир этого млекопитающего закрыли. Ничто не должно было отвлекать присутствующих от погружения в царство Третьей симфонии Бетховена. Филипп Чижевский и его оркестр Questa Musica представили строгую, едва ли не каноническую интерпретацию, где каждая часть и по характеру, и по темпу, и по динамическим отношениям соответствовала бетховенскому замыслу. Выразительные победно-героические темы, исполняемые оркестровыми группами, бодро сменяло мощное тутти, подчеркнутая танцевальность резко уступала неспешному развертыванию эпизодов – словом, Чижевский максимально ярко подчеркнул драматургические контрасты симфонии, отражающие ее программный заголовок. К сожалению, харизматичное взаимодействие дирижера с оркестром могли видеть только обладатели привилегированных мест зрительного зала. Расположение оркестра оказалось крайне неудачным и не только с точки зрения визуального восприятия (музыканты находились далеко от публики, фактически в крайней точке пространства), но и в акустическом плане. Специфическая акустика Дома культуры «ГЭС-2» идеально входит в контакт с электронными многоканальными композициями и, как выяснилось, с тембром органа, но, к сожалению, не смогла «подружиться» с оркестром – звучание было гулким и буквально «повисало» над сводами бывшей электростанции.

Чего нельзя было сказать об еще одном сочинении, исполненном этим вечером, – концертной симфонии для фортепиано с оркестром «Заклинания», которую Филипп Чижевский начал сразу же после финального аккорда «Героической симфонии», как будто это была ее пятая часть. Александр Рабинович-Бараковский в СССР одним из первых играл фактически запрещенные авангардные сочинения, но в конце 1970-х эмигрировал в Швейцарию. Сегодня его имя знают лишь такие же пропагандисты минимализма, как и он в свое время. «Заклинания» внешне напоминают одновременно типичный минималистский опус в духе Филипа Гласса и картинно-изобразительный саундтрек к какому-нибудь голливудскому фильму в жанре фэнтези. Непрерывно повторяемые фигурации мажорных трезвучий, звучащие исключительно в высоком регистре, причудливо звенели и буквально переливались в пространстве. Иногда сквозь эти «колокольчики» (которые, к слову, Рабинович-Бараковский оркестровал необычайно красочно) всплывали восходящие и нисходящие гаммы – бесконечные фортепианные пассажи, которые аккуратно воспроизводил пианист Арсений Тарасевич-Николаев. «Заклинания» особым образом воздействовали на каждого слушателя: и пусть позади стоящий огромный кит так и не ожил, но магия в тот вечер, безусловно, случилась.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой