Гимн алоэ, прятки и потешки События

Гимн алоэ, прятки и потешки

В РАМ имени Гнесиных завершились «Композиторские читки. Хор»

Три дня в гостиной дома Шуваловых вовсю кипела работа. Молодые композиторы – участники образовательной лаборатории Союза композиторов России – корпели над своими партитурами вместе с кураторами, слушали лекции приглашенных спикеров, а еще учились взаимодействовать с будущими исполнителями своих сочинений – в данном случае с ансамблем современной хоровой музыки Altro Coro и его художественным руководителем Александром Рыжинским. Именно хор стал главной темой новых «читок» – впервые в истории проекта. Еще один эксперимент – полная свобода творчества участников. Татьяна Андриевская, Наталья Прилукова, Кристина Янова, Глеб Лукомец, Василиса Бирюкова, Анна Суворкова, Максим Раев, Елизавета Лобан и Екатерина Винник написали девять совершенно новых сочинений: единственным условием было творить в рамках хора или вокального ансамбля. Апофеозом коллективного труда стал концерт, на котором прозвучало девять мировых премьер – быть может, неидеальных, но самобытных и многообещающих.

Татьяна Андриевская представила глубокое хоровое прочтение стихотворения Бродского «Пилигримы» – с замирающим от волнения ритмом и растворением в вечности неизменного мира. Наталья Прилукова оживила строки из энциклопедии Альфреда Брема «Жизнь животных» о ласточках, растворяя щебет хора в древних созвучиях. Кристина Янова создала трагично-созерцательное «Дыхание камня» на текст Лоренса Блинова с завыванием ветра и мерцанием луны. Глеб Лукомец вызванивал голоса из хитросплетений хоровой фактуры своего прочтения «…когда ныряет Зимородок…» на текст Пауля Целана. «Сон» Василисы Бирюковой – страшная сказка с ночными шорохами, но и восторгом перед вечной красотой – стал поворотным моментом для программы концерта: от мрака к свету. Анна Суворкова представила переосмысленные и омузыкаленные стихи Агнии Барто: «Прятки» отдавали детским страхом остаться в одиночестве, а вот в «Хороводе» метафорические гуси-лебеди уже сами нападают на своего преследователя – волка. Еще одну игровую партитуру создал Максим Раев: фольклорные «Потешки» собирались в картину языческого обряда. Ilinx Елизаветы Лобан – колебания вечного света, сквозь который пробивается вопрос «а что, если…». Наконец, финал – «Гимн Алоэ» Екатерины Винник: жизнерадостная, смеющаяся музыка, прославляющая чудесное во всех отношениях растение.

«Мы услышали фольклорный, в хорошем смысле плакатный и, наконец, экспериментальный хор, – рассуждала после концерта Ольга Бочихина. – Эксперимент – это всегда про риск и про творчество. То, что мы услышали, – не на сто процентов готовый материал, но таким и должен быть результат “читок”. Эти сочинения должны стать топливом, из которого будет формироваться художественный стиль композитора и творимый им язык хора».

 

Но каким был путь к такому результату? Откровенно говоря, непростым. Участники создавали партитуры около месяца, на работу с кураторами времени было еще меньше. До начала «читок» композиторы один-два раза успели встретиться со своими наставниками вживую или онлайн и получить ценные советы. Ольге Бочихиной и Алексею Ретинскому было важно сделать максимум до выхода на ридинг-сессии, а Кузьма Бодров признавался, что его целью было провести основную работу именно во время практики с Altro Coro: «Молодые композиторы имеют возможность поупражняться с таким замечательным хором. Казалось бы, мы поменяли совсем немного: там подвинули, здесь что-то изменили, добавили деталей – а произведение раскрывается на глазах».

Александр Рыжинский рассказал, что хор готовил партитуры в течение недели. Главный хормейстер Денис Морозов провел две вечерние репетиции по два и три часа соответственно – это привычный темп работы. Со своим руководителем хор встретился уже на самих «читках» – коллектив был готов представить свою версию присланных партитур.

Наблюдать за рабочим процессом со стороны было увлекательно: участники рассказывали о своих сочинениях, Altro Coro исполнял партитуры целиком и раз за разом отрабатывал сложные эпизоды, кураторы вели активный диалог с дирижером и хористами. Уточнялись детали, художественные задачи, приемы. Отдельно стоит сказать об атмосфере, царившей на репетициях: это было взаимоуважение, сотворчество и комфорт. Кураторы и исполнители стремились добраться до сути произведений, найти лучшее решение для ее воплощения. Мнение и пожелания к исполнению авторов принимались за отправную точку – и, если их решения на поверку оказывались не самыми удачными или слишком абстрактными, более опытные музыканты корректно на это указывали и вносили свои предложения. Получилась настоящая творческая лаборатория. «“Композиторские читки” – очень “альтрокоровское” мероприятие, – подытожил в последний день репетиций Александр Рыжинский. – Мы много раз исполняли российские и мировые премьеры, а сотрудничество с молодыми композиторами всегда очень интересно. Есть возможность посмотреть, что там в перспективе – есть ли новые имена, идеи, решения. Проект показал: перспектива, безусловно, есть».

 

Стремление дать композиторам широкий угол обзора на хоровую музыку прослеживалось и в выборе спикеров для лекций и воркшопов. Кузьма Бодров, Алексей Ретинский и Алексей Сысоев рассказывали о своем опыте работы с хором в разных жанрах. Ольга Бочихина устроила любопытную практику: участники создавали партитуру из текста Сэмюэла Беккета с помощью собственного голоса. В последний день проекта вместе с журналистом, автором подкаста «Фиолетовый снег» Ириной Севастьяновой Бочихина рассказала о пределах контроля голоса в музыке в Артемьев-центре. Было что обсудить и исполнителям: Александр Рыжинский прочитал лекцию об особенностях тембрики и фактуры хоровой композиции ХХ века, а лидер ансамбля nCaged Aрина Зверева поделилась своей болью о проблемах в нотации в современной вокальной музыке. В процессе общей работы, диалога участники и спикеры затрагивали непростые темы. Так, Алексей Ретинский рассуждал, как важно для композитора сокращать и уничтожать дистанцию между ним самим и его нотным текстом: «Лучший пример – музыка фольклора. Она часть повседневной жизни, люди пребывают в самой ее материи – это то, чего нам не хватает. Освоив исторический музыкальный опыт, мы должны сделать его своим. Как сказал Малер, традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». К счастью, пепла в музыке участников «Композиторских читок» не слышно.

Пожалуй, подобный трехдневный интенсив не панацея в вопросе воспитания и подготовки композиторов, а, скорее, точка входа в новую музыкальную среду. И все же участники остались довольны результатами: волнение перед критикой не оправдалось, общение с исполнителями и коллегами оказалось плодотворным, а на сцене так или иначе прозвучало то, что должно было. В конце концов каждый получил то, за чем пришел: новые знания, знакомства, вдохновение для новых сочинений, опыт работы с профессиональным коллективом и – что само по себе уже немало – запись исполнения своего сочинения на финальном концерте проекта «Композиторские читки. Хор».