Гимн подвигу События

Гимн подвигу

9 мая в рамках фестиваля «Дню Победы посвящается» в Московской консерватории состоялось сразу два концерта

Большой зал открыл для слушателей свои двери вскоре после окончания парада, и меломанам приходилось на пути к консерватории преодолевать препятствия в виде заблокированных улиц и перекрытых выходов из метро. Обещанное, однако, вознаграждало усилия – на сцене Большого зала Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Александра Соловьёва представил масштабную программу «Путь к победе».

Открывали концерт Четыре хора на стихи Александра Твардовского Родиона Щедрина – сочинение, в котором военная тема подается без чрезмерного пафоса, сдержанно, с благородной суровостью. Интерпретация Камерного хора удивляла богатством и тонкостью нюансов, не вносившей, однако, в музыку ненужной пестроты. Схожая детализация тембровых красок отличала и импрессионистские «Три хора на стихи Артюра Рембо» композитора-фронтовика Андрея Эшпая: здесь героическая тема преломлялась через цепочку образов-символов поэтического и музыкального текста; «Воспоминания» на стихи самого композитора продолжили эту линию.

Главным событием концерта в БЗК стала премьера масштабного хорового полотна Артема Ананьева «Путь к Победе», посвященного Камерному хору МГК и лично маэстро Александру Соловьёву. Сам композитор определил жанр своей работы как «хоровой спектакль», литературную основу которого составляют стихи Александра Твардовского. Пять частей сочинения – это пять военных лет, наполненных калейдоскопом образов: и отдых красноармейцев на привале, и гибель командира-героя, и тревога ночного наступления на гениальные строки «Переправы» из «Василия Теркина». Именно последний номер прозвучал особенно впечатляюще – Артему Ананьеву удалось эффектно воплотить тревожную ритмику этого знаменитого стихотворения. Помимо превосходной работы хора, особо следует отметить и выступление в качестве чтеца актера кино Александра Дуденкова, который смог найти для поэзии Твардовского убедительную интонацию – искреннюю, теплую, но при этом очень мужественную и возвышенную без надрыва. В целом грандиозная работа композитора обнаруживает в себе скрытые параллели с циклами церковных пассионов – «Путь к победе» пролегает через страдание и смерть, но в конце – торжество жизни и вечности, апофеоз абсолютного света.

По контрасту с дневным концертом в Большом зале, состоявшиеся в Малом вечерние «Два часа перед салютом» были посвящены песенному жанру, без которого немыслимы любые музыкальные воспоминания о Великой Отечественной. Программа включала в себя любимые поколениями песни Тухманова, Богословского, Соловьева-Седого и многих других советских композиторов. Сюрпризом здесь стала оригинальная подача известных хитов. К примеру, песни Дунаевского и Хренникова, посвященные столице, были исполнены звучным баритоном Максимом Шабановым под органный аккомпанемент Евгении Кривицкой, и строгий, величественный тембр инструмента раскрыл знакомые мелодии в неожиданном ракурсе.

Другим полюсом стало выступление джазовой «концертной бригады»: Дмитрий Власенко (ударные), Григорий Зайцев (контрабас), Олег Стариков (фортепиано) и обаятельная Анна Бутурлина (сопрано) заставили вспомнить о джаз-оркестре Утесова, который с первых же дней войны поднимал боевой дух и в окопах, и в тылу. Такие шлягеры, как, например, «Темная ночь» Богословского, прозвучали в непривычной блюзовой обработке как напоминание о мирном времени, тех самых длинных летних днях перед катастрофой…

Особый ракурс вечеру придало участие в нем тенора Франсуа Модеме – француза по рождению, выбравшего Россию и сражавшегося за нее не только на музыкальном, но и на военном (в самом прямом смысле) фронте. Ведущий концерта Петр Татарицкий особо подчеркнул, что медали на груди певца – подлинные (заслуженные им в боях на Донбассе), как и у солдат Великой Отечественной: еще одно удивительное сближение двух эпох. Особенно тонко исполнил русский француз в дуэте со своей супругой, звонкой сопрано Марией Модеме трогательных «Соловьев» Соловьева-Седого.

В завершение вечера на сцене появился Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва, и вновь (как и в Большом зале днем) зазвучала музыка Андрея Эшпая – сюита его песен в обработке Юрия Потеенко, которую лихо саккомпанировала на рояле Ксения Башмет. Состоялась и другая премьера сочинения Артема Ананьева, но теперь уже не масштабного хорового спектакля, а камерного и тонкого «Вальса Победы» на слова Твардовского для хора и органа. Завершались оба концерта, впрочем, именно так, как и должны были, – легендарным «Днем Победы». Зал, не сговариваясь, встал с первыми аккордами песни и с энтузиазмом участвовал в исполнении вместе с хором и всеми солистами – прославленное сочинение Давида Тухманова звучало как неформальный гимн нашей страны.

День Победы – праздник, объединяющий в себе контрастные нарративы: счастье преодоления зла соседствует со скорбью о погибших, радость от встречи с вернувшимися с войны живет в нас вместе с воспоминаниями о тех, кто не дожил. Самое главное, однако, что эта дата объединяет всех нас, столь разных в свои вкусах, убеждениях, привычках. Столь же великой силой соединения душ и сердец обладает и музыка. Именно поэтому два концерта стали в День Победы для гостей консерватории особым опытом – и очень личным, и одновременно всеобщим ощущением принадлежности к нации победителей, чей подвиг, «смертию смерть поправ», останется в веках вместе с великой музыкой, этим подвигом порожденной.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати