Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Масштабный проект-приношение Мстиславу Ростроповичу вернулся в Большой зал консерватории – на сцену, на которую неоднократно он выходил (а по соседству, в корпусе Малого зала, и много лет преподавал). С 2010 года фестиваль Ростроповича проходил в его альма-матер, но пару раз переезжал в «Зарядье»; менялись и даты проведения – с весны на позднюю осень. Неизменным оставалось участие в нем артистов, которые в разные годы прямо или косвенно сотрудничали с Мстиславом Леопольдовичем. Музыкальный форум, воспевающий фигуру Ростроповича, всегда имел приставку «международный», и отрадно, что свой статус он сохранил и сегодня. В четырех концертах нынешнего фестиваля объединились как российские исполнители, так и представители Италии, Аргентины, Греции, Южной Кореи.

Каждый год художественный руководитель фестиваля Ольга Мстиславовна Ростропович привлекает выдающихся музыкантов, у многих из которых есть своя уникальная история знакомства с ее знаменитым отцом. Меццо-сопрано Юлия Герцева, выступившая на концерте-открытии, и вовсе называет Ростроповича своим крестным папой в мире оперного искусства. Много лет назад Мстислав Леопольдович пригласил ее на прослушивание в Академии Санта-Чечилия на роль Сонетки в опере «Леди Макбет Мценского уезда», и этот жест помощи повлиял на развитие карьеры певицы. Итальянский дирижер Джузеппе Финци, вставший за пульт Госоркестра имени Е.Ф. Светланова тем же вечером, в разговоре с журналистами поделился воспоминаниями о том, какое впечатление на него произвел Ростропович в Ла Скала: «Он был очень дружелюбным, открытым, человечным, с ним легко было общаться». В таком легком, приподнятом настроении и прошел первый концерт фестиваля – оперный гала, посвященный не только Ростроповичу, но и его музе Галине Вишневской, а если быть точнее, их непревзойденному творческому тандему. Прозвучали арии и сцены из опер Верди, Пуччини, Бизе, Чайковского в исполнении великолепного вокального состава – сопрано Ирины Моревой и Мирто Папатанасиу, теноров Олега Долгова и Раффаэле Абете, баритона Эльчина Азизова, баса Владислава Попова.

Второй концерт фестиваля выдался жарким в прямом смысле этого слова – и все благодаря бандонеонисту, композитору и аранжировщику Карлосу Буоно, а также его ансамблю. Большой зал консерватории наполнили страстные мелодии и чарующие ритмы танго – так и хотелось притушить свет и танцевать. «Безумие» Жобима сменяла «Ревность» Гаде, попурри танго и милонгов – знаменитая «Кумпарсита» Родригеса. Но главенствовал в программе, конечно же, Астор Пьяццолла: девять аргентинских музыкантов в компании со струнной группой БСО имени П.И. Чайковского представили целую россыпь его хитов, в том числе Гранд-танго, которую «король танго» посвятил Ростроповичу. 82-летнего Буоно и его команду публика, как и три года назад, встретила с подлинно русской душевностью (а еще и не будем забывать, как у нас любят музыку Пьяццоллы).

Два последующих концерта были отданы гостям из северной столицы – Заслуженному коллективу России Академическому симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии. Выступление старейшего коллектива на фестивале Ростроповича – уже традиция, обусловленная дружескими отношениями Мстислава Леопольдовича с маэстро Юрием Темиркановым. В преддверии первого из двух концертов в фойе партера Большого зала открылась выставка памяти Юрия Хатуевича, на которой можно было увидеть афиши и фотографии ЗКР в Московской консерватории, предоставленные Фондом имени Ростроповича. В свои последние годы Темирканов устраивал своего рода приношение Мстиславу Леопольдовичу – ежегодно выходил на сцену Большого зала с Заслуженным коллективом России 27 марта, в день его рождения. Теперь эту эстафету, возможно, подхватит нынешний руководитель петербургского оркестра – маэстро Николай Алексеев, который на первом концерте уступил дирижерский подиум итальянцу Франческо Оммассини. Скрипач по образованию, он с 2014 по 2019 год занимал пост музыкального руководителя Регионального оркестра Венета, а с 2019-го стал дирижером-резидентом театра Арена ди Верона. В России имя Оммассини еще не так широко известно, и концерт в рамках фестиваля Ростроповича стал отличной возможностью познакомиться с его дирижерской стратегией и интерпретацией сочинений. Маэстро искусно расшифровал многослойную ткань симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», акцентируя внимание на тонких фактурных сплетениях, – убедительными казались и кульминации, выросшие из знаменитого вступления, которые ЗКР исполнил величественно и с позднеромантическим пафосом. А в первой половине программы оркестр деликатно сопровождал в Двойном концерте Брамса наполненную драматизмом и чувственностью игру солистов – виолончелиста Александра Рамма и скрипачку, победительницу XVII конкурса Чайковского Ке Хи Ким.

Финальный концерт фестиваля Ростроповича вышел сугубо петербургским. Вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева на сцену Большого зала вышел выпускник Санкт-Петербургской консерватории пианист Илья Папоян. В одном отделении вечера царила Пятая симфония Шостаковича, впервые исполненная в Ленинграде Заслуженным коллективом Республики, а в другом – Второй фортепианный концерт Прокофьева, премьера которого состоялась в императорском Павловске. С огромного полотна, висевшего на сцене, на артистов смотрел Ростропович с виолончелью в руках: в 1960-е его инструмент чаще всего «оживал» именно в Ленинграде. ЗКР объединил в этой программе двух кумиров Ростроповича – Прокофьева и Шостаковича, причем первого блистательно, со зрелым мастерством показал совсем еще молодой исполнитель. Недавний триумфатор Конкурса Чайковского, Илья Папоян удивил мощностью звучания, филигранной техникой и, самое главное, правильным пониманием характерного композиторского стиля Прокофьева. Пятая симфония Шостаковича, ее финал стал лучшим завершением не только вечера, но и всего фестиваля: это был гимн великому искусству и подлинной человечности великого дирижера, виолончелиста, друга и наставника Мстислава Ростроповича.

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»

Путеводитель по современной музыке События

Путеводитель по современной музыке

О событиях XIV Международного фестиваля Concordia