Четвертое издание книги «“Я привыкла долго жить…”: Елена Гнесина. Воспоминания, статьи, письма, выступления» приурочено, надо полагать, к 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной, которое отмечается в уходящем году. Впрочем, сегодня многое в этой книге кажется даже более актуальным, чем в год ее первого выхода в свет (2008).
В книге собрано литературное наследие Елены Гнесиной: воспоминания и статьи, письма и выступления, методические разработки и даже несколько шуточных стихотворений. Качество подготовки материалов в издании следует признать близким к образцовому. Так, например, раздел «Письма» (а он важнейший в книге, здесь авторский голос звучит почти без самоцензуры) организован по адресатам, а не в хронологическом порядке, что дает возможность читателю увидеть героиню как личность разностороннюю и одновременно целостную.
Справочный аппарат издания представляет особую ценность. Это подробный хронограф жизни и творчества Елены Гнесиной, список ее учеников, концертных выступлений, музыкальных и литературных произведений, а также изящно сделанный именной указатель, в котором самостоятельно представлена многочисленная семья Гнесиных и присутствуют вроде бы необязательные, но на самом деле важные детали.
Не в последнюю очередь высокий научный и текстологический уровень книги обусловлен тем, что ее составитель В.В. Тропп являлся многолетним сотрудником и своего рода ангелом-хранителем Мемориального музея-квартиры Елены Гнесиной.
Вместе с братом и сестрами Елена Фабиановна создала уникальную и, что особенно важно, именную институцию, аналогов которой нет в истории отечественной культуры. «Гнесинский проект» из XIX века (частное «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных» открылось в 1895 году) проложил дорогу в наши дни, сформировав систему московских учебных заведений, воспитавшую множество музыкантов, в том числе всемирно известных.
Из материалов книги складывается своего рода семейная (но не только) сага, написанная очень хорошим литературным языком. На ее страницах появляется великое множество персонажей, главных, второстепенных и «проходных». История ХХ века предстает калейдоскопом сопряженных событий как личного, семейного, так и мирового масштаба…
Елена Гнесина, безусловно, обладала своего рода «политическим чутьем», что играло важную роль в критических ситуациях, связанных с музыкальным образованием. Примеров тому в книге множество: это и письмо Никите Хрущеву в 1959 году, когда вечернее образование пытались сделать основной формой обучения музыкантов, и обращение 1949 года к Михаилу Суслову по поводу планировавшегося закрытия композиторских отделений в некоторых консерваториях и, в частности, в ее институте. Или письма Косыгину и Молотову в самый разгар войны в связи со строительством нового здания для училища и института. И каждый раз Гнесина находила нужные слова и точную интонацию, чтобы убедить в своей правоте высокопоставленных адресатов.
В материалах книги содержится большое количество трогательных свидетельств о том, как Елена Фабиановна помогала самым разным людям, ходатайствовала за них. Среди них – Андрей Эшпай, Борис Чайковский, Мария Юдина, Евгений Светланов, Святослав Рихтер… Елена Гнесина рано или поздно добивалась своего. В ее просьбах и обращениях напрочь отсутствовала какая-либо корысть. Она была абсолютным бессребреником, а честность и порядочность, как отзвук той, «старорежимной» России, порой вводили в ступор «сильных мира сего» советского времени.
«Гнесинский проект» оказался с самого начала домашним в прямом и переносном смысле слова. Елена Фабиановна всегда жила там, где работала. «Чувство дома» есть и у всех гнесинцев. И в этой книге – тоже!
«“Я привыкла долго жить…”: Елена Гнесина. Воспоминания, статьи, письма, выступления». Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2024. 560 с.: илл.