«Голубой огонек» на «Рассвете» События

«Голубой огонек» на «Рассвете»

Музыканты проекта «Притяжение» устроили веселые проводы Старого Нового года

«Творческое объединение “Притяжение” представляет в ДК Рассвет музыкальную новогоднюю елку, но… это не елка!» – так загадочно начинался пресс-релиз концерта 13 января, в Старый Новый год. Стало любопытно, что на этот раз придумала креативная команда консерваторских студентов и выпускников. С 2019-го «Притяжение» под предводительством своего лидера, скрипача Даниила Когана, представляли в стенах родной Alma mater тематические программы, построенные на синтезе разных искусств, привлекали к участию художников, видеографов, танцовщиков. Музыканты «Притяжения» идут по пути эксперимента, выходят за рамки привычных концертных форматов и каких-либо традиций – на своем сайте они даже опубликовали манифест, состоящий из 12 пунктов. Вот, например, прекрасное: «Мы верим и будем верить, что наши современники в России и мире готовы и хотят наполнить свою жизнь искусством глубоким, поднимающим сложные темы и говорящим с ними разными языками, как знакомыми, так и нет». Ну чем не новые футуристы?

Идея пригласить команду «Притяжения» в новое культурное пространство столицы под названием ДК «Рассвет» пришла в голову его программному директору и по совместительству музыкальному критику Алексею Мунипову. Собственно, благодаря его активной деятельности в соцсетях и в своем телеграм-канале «Фермата» мы и узнали, что, оказывается, в деловом квартале на Красной Пресне, на территории бывшего завода «Рассвет», появился современный лофт внутри одноименного Делового Квартала. Продюсерская группа InLiberty, занимающаяся издательским делом, образовательными культурными программами и конкурсами, подхватила прекрасную тенденцию преобразования индустриальных площадок – а территория «Рассвета» богата на историю: до революции здесь располагалась мебельно-столярная фабрика компании «Мюр и Мерилиз», после революции фабрика превратилась в авиационный завод, на котором работал сам Сергей Королев. Теперь, шагая по заснеженной дороге, видишь модный современный комплекс – тут тебе и рестораны, и кофейни, и шоу-румы, и бизнес-центры, и, наконец, Дом Культуры, приглашающий весело и шумно проводить 2021 год.

Не исключено, что в советское время в ДК «Рассвет» периодически возникала своя «Карнавальная ночь»: огромное пространство и отличную акустику наверняка оценили по достоинству местные товарищ Огурцов и сотоварищи. Ребята из «Притяжения» устроили здесь свой зажигательный музыкальный вечер, плавно перетекший в ночь, который уместно будет назвать «Голубым огоньком». На сцене гордо восседала, возможно, самая необычная елка на свете: вместо веток – футляры от скрипок и виолончелей, вместо игрушек – развешенные QR-коды с треками современных композиторов. Конферансье вечера – одетый в футболку с Мусоргским и поправляющий на голове сомбреро альтист Сергей Полтавский, торжественно объявляющий номера. Публику встречают с радушием и обещают в конце действа угостить бокалом игристого.

Впрочем, мотивировал досидеть до конца не столько этот приятный бонус, сколько, собственно, программа «музыкального капустника». «Притяженцы» выбрали сочинения, в которых композиторы заложили юмор или какой-нибудь прикол, и сочинения, в которых шутка не предполагалась, но благодаря театрализации исполнителей она вдруг появилась. Например, в пьесе De la nuit итальянского классика авангарда Сальваторе Шаррино, которую виртуозно исполнил пианист Дмитрий Баталов, в зале вдруг случился самый настоящий хеппенинг. Перформеры, сидевшие в зрительном зале, сымитировали обмороки, заставив публику изрядно поволноваться («Человеку плохо! Вызовите скорую»). Или же перед исполнением Юмористического скерцо Прокофьева для четырех фаготов (Вероника Карчемкина, Тамара Акинфина, Иван Завьялов, Анжелика Коновалова) на экране показали пародию на плохой музыковедческий анализ этого сочинения, где жизнерадостный музыкант, увы, так и оставшийся неизвестным, долго и подробно объяснял, из чего состоят главная и побочная партии и почему композитор здесь чувствовал тревогу. Изначально «шутливые» же произведения заставили публику смеяться, как на самом классном стендап-шоу. Скажем, гениальное пародийное творение Хиндемита с ярко говорящим названием «Увертюра к опере “Летучий голландец”, прочитанная курортным оркестром у фонтана в семь часов утра» Даниил Коган (скрипка), Федор Безносиков (скрипка), Андрей Усов (альт) и Арсений Безносиков (виолончель) превратили в эксцентричный номер, достойный всяческого повторения. Другую же сценку из жизни неумелых музыкантов показали Олег Худяков (фортепиано), Роман Викулов (скрипка), Арсений Безносиков (виолончель), Юлиана Падалко (флейта), Алексей Вовченко (кларнет) в инструментальном театре Бориса Филановского с таким же говорящим названием «Мы не можем это сыграть». Добавили долю прикола и в старую добрую классику. В дивертисменте «Эхо» Гайдна инструментальную перекличку, имитирующую это звуковое явление, разбавили электронными сэмплами и звуками синтезатора. Еще на этом «Голубом огоньке» грянул «Похоронный марш памяти попугая» Шарля Валантена Алькана, начались неожиданные приключения в абсурдистской пьесе Дьердя Лигети Adventures. А сюита на тему «В лесу родилась елочка» Федора Строганова, исполненная автором на клавесине, пусть и не оживила футуристическую елочку, но волшебным образом внесла уверенность, что на следующем новогоднем концерте команды «Притяжения» чудо обязательно случится…

Думать и слушать События

Думать и слушать

В Московской филармонии состоялась российская премьера «Музыки пустыни» Стива Райха

Новая музыка offline: обряд посвящения События

Новая музыка offline: обряд посвящения

Пока не высохли краски События

Пока не высохли краски

Презентация цифрового альбома «Шесть сонат для флейты соло» и концерт к 85-летию со дня рождения композитора Давида Кривицкого состоялись в Концертном зале «Гнесинский на Поварской»

«Маска» времени перемен События

«Маска» времени перемен

Каким запомнится главный театральный фестиваль страны
в 2022-м