Гора горевала События

Гора горевала

На Дягилевском фестивале показали open air оперу на текст Марины Цветаевой

Вместо зрительного зала – набережная в предрассветный час, взамен планшета сцены – склон на фоне церкви. Драматические актеры взаимодействуют с пластикой, а аутентичный фольклор – с электронным звучанием. Получилось визуально сочно, музыкально, а главное – доступно как для искушенной фестивальной публики, так и для жителей Перми.

«Поэма» Цветаевой – художественная саморефлексия поэтессы, ее переживания после разрыва с любимым человеком. Житейское возведено здесь до уровня библейской катастрофы – текст наполнен отсылками к античности или цитатами из мировой культуры, изобилует уверенным слогом – ритмичным и жгучим. Неслучайно «Поэму горы», как и последовавшую за ней «Поэму конца», литературоведы относят к началу зрелого поэтического периода Марины Цветаевой.

«Поэма горы». Сцена из спектакля

Режиссером open air оперы выступила Серафима Красникова, известная в большей степени по актерским работам в театре и кино. Ей удалось собрать молодую талантливую команду, чья творческая созидательная энергия пересобрала текст «Поэмы», высветила множество новых смыслов.

Оперу играли дважды – каждый раз sold out. Действо происходило ночью на набережной Камы. Виден склон холма, за ним – церковь (на самом деле Пермская художественная галерея – бывший Спасо-Преображенский собор). Слева в ротонде разместились музыканты, у подножия холма – зрители, по центру – актрисы и певцы. На лестнице, которая ведет к набережной, – все, кому не досталось билета. Здесь же расположились и жители Перми, с интересом наблюдавшие за open air оперой.

«Поэма горы». Актрисы Екатерина Смирнова и Лариса Машкина

Текст Цветаевой сохранен полностью, без купюр и каких-либо вставок. При помощи видеопроекции текст транслировался на склон холма. Центральные роли в опере исполняли драматические актрисы Екатерина Смирнова, Любовь Толкалина и Лариса Машкина (на втором показе – Елена Лукьянчикова). Все они – ипостаси лирической героини «Поэмы». Актрисы интонируют и пластически проживают цветаевский текст, поют или падают в изнеможении, скатываются с вершины холма вниз и поднимаются вновь.

Наравне с актерами действующими силами оперы стали солисты musicAeterna Folk (музыкальный руководитель – Елизавета Аньшина). Одновременно они и герои действа, и закадровый голос, рассказывающий историю через пропевание аутентичного фольклора. Необычная пластика (кропотливая работа хореографа Ольги Цветковой) и яркие одежды артистов (художник Вадим Тишин изготовил их из понёвы – сакрального элемента русского народного костюма) вызывают в памяти сочные кадры кинолент Сергея Параджанова.

Аутентичный фольклор в опере наслаивается на оригинальный саунд, созданный композитором Дмитрием Мазуровым. В «Поэме» гармонично соединяются электронное звучание и «живые» музыкальные инструменты – всю оперу сопровождает безупречная игра солистов оркестра «Эйфория» под управлением дирижера Елизаветы Корнеевой. Музыканты тонко реагируют на происходящее – лирическое интермеццо в четвертой части «Как на ладонях», напряженный саспенс в седьмой части «Гора горевала».

«Поэма горы». Финал спектакля

Спектакль, поставленный Серафимой Красниковой, соотносится с «фонологической каменоломней» цветаевских текстов – высвечивает и подчеркивает скрытое в «Поэме». Из мусора воспоминаний актрисы «достают» собственное прошлое, а фольклорный ансамбль вторит им, заполняя близкими по аффекту аутентичными композициями. Пьянящие параджановские цвета, как и все ночное действо, создают ощущение ритуальности и сакральности.

Опера начинается с кульминационной точки, и далее вместе с цветаевским текстом стремительно движется вниз, к символической смерти и воскрешению. Незримо наблюдающий за происходящим безымянный герой (роль доверили Вадиму Тишину) медленно поднимается на вершину. Взойти на гору предстоит и каждому зрителю – туда, откуда все и началось.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой