Горизонт<br>«Портрет мальчика» (1988) Релизы

Горизонт
«Портрет мальчика» (1988)

Больше всего меня впечатляет, что этот альбом записывался на Чебоксарском тракторном заводе. Вот представьте себе: вторая половина 1980-х, Горбачев объявил Перестройку, в советском обществе потихоньку стали ослаблять гайки, в магазинах – очереди за колбасой и водкой, с конвейеров ЧТЗ сходит сколькототысячный трактор Т-500, а в одном из помещений промышленного гиганта, переоборудованном под студию, заводской ансамбль лабает головоломный инструментальный арт-рок под влиянием Yes и King Crimson.

Это не байка. «Горизонт» появился в городе Горьком (Нижнем Новгороде) как группа «Движение», которая была основана выпускником местной консерватории, композитором и пианистом Сергеем Корниловым, увлеченным возможностями рок-музыки. Другие участники группы были ему под стать – все со специальным музыкальным образованием. «Движение» переехали в Чебоксары в 1982-м и стали самодеятельным ВИА «Горизонт» при тракторном заводе, потому что там закупили для своего ансамбля космического уровня инструменты и оборудование: гитары Fender, акустические системы HH, пятнадцать микрофонов AKG, барабаны Tama Superstar. Таким «аппаратом», как тогда говорили, не могли похвастаться столичные команды.

От «Горизонта» требовалось играть на праздниках эстрадные хиты с приглашенными певцами, а в остальное время музыканты, получая немаленькую зарплату, были предоставлены сами себе. Они дневали и ночевали на студии-базе и записали там два альбома – «Летний город» и «Портрет мальчика», на которых пытались сказать свое слово в инструментальном арт-роке. В СССР мало кто играл такую музыку – русским рокерам не хватало на это образования, мастерства и инструментов, да и спроса на нее не было. «Горизонт» мало гастролировали: играли в Ленинградском и Казанском рок-клубах, да выступали на фестивале молодежи и студентов 1985-го при протекции легендарного Юрия Саульского. Саульский же помог им издать два альбома на «Мелодии» – иначе бы они не прошли худсоветы. Корнилов говорил в интервью: «То, что мы делали в 1985-м, вызывало у людей тревогу. Еще было очень сильно ощущение больших запретов, чувствовалось, что мы делаем ­что-то идеологически непроверенное, неотфильтрованное».

Честно говоря, «Портрет мальчика» вызывает тревогу и сейчас – это особенная музыка, больше всего к ней подходит эпитет «криповая». В том же интервью Корнилов говорил: «Альбом отражает состояние человека, который в очень юном возрасте оказался на историческом разломе. Да, был восторг, чувство свободы, но уже пришло понимание того, что все далеко не так светло и радостно. Было некое смятение души, ощущение жутких противоречий, сосредоточившихся в небольшом временном промежутке». «Портрет мальчика» – это портал в исторический разлом: сложная структура, обилие диссонансов, дикие электронные созвучия (Корнилов увлекся опытами с цифровыми синтезаторами). Сыграно все мастерски, но при этом с напором несущегося в пропасть бульдозера. Последняя композиция, относительно благозвучный «Вокализ», походит на ерническую пародию на тот пасторальный электронный арт-поп, который обожаемый Корниловым Джон Андерсон записывал в 1980-е с Вангелисом. В музыке «Горизонта» отчетливо звучит предчувствие надвигающегося кризиса.

На «Портрете мальчика» все и закончилось. «Горизонт» схлопнулся: тракторному заводу стала не нужна группа. Музыканты разъехались кто куда. А вскоре исчезла и страна, провалившись в исторический разлом.

Japan Czech Inspiration </br> Pilsen Philharmonic Orchestra </br> Chuhei Iwasaki </br> ARS Produktion Релизы

Japan Czech Inspiration
Pilsen Philharmonic Orchestra
Chuhei Iwasaki
ARS Produktion

Janáček. Brahms. Bartók </br> Patricia Kopatchinskaja, Fazıl Say </br> Alpha Classics Релизы

Janáček. Brahms. Bartók
Patricia Kopatchinskaja, Fazıl Say 
Alpha Classics

На волнах нашей памяти Релизы

На волнах нашей памяти

«Фирма Мелодия» переиздала на виниле альбом «По волне моей памяти» — легендарную сюиту композитора Давида Тухманова, вершину отечественного композиторского арт-рока середины 1970-х годов.

Канчели: Музыка театра и кино для кларнета и фортепиано </br>Полина Осетинская, Юлиан Милкис </br>Мелодия Релизы

Канчели: Музыка театра и кино для кларнета и фортепиано
Полина Осетинская, Юлиан Милкис
Мелодия