Горские ритуалы и патриотические гимны События

Горские ритуалы и патриотические гимны

С 21 по 25 апреля в Челябинске прошел Международный фестиваль «Хоровые ассамблеи». Третий смотр собрал коллективы из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Владикавказа, Ченстохова (Польша)

Идея хоровых форумов уходит в 1990-е, но свою нынешнюю концепцию – смотра региональных и национальных традиций – ассамблеи приобрели три года назад. За это время на Южный Урал приезжали коллективы из Тамбова, Магнитогорска, Симферополя, московские гранды – Капелла имени А. А. Юрлова и Московский камерный хор Владимира Минина, «Иво Лола Рибар» из Сербии.

Нынешние, третьи «Хоровые ассамблеи» показали разноцветье направлений, существующих в хоровом искусстве. Честь открытия выпала юным музыкантам – Капелле мальчиков и юношей Свердловской государственной Детской филармонии под управлением своего худрука Вячеслава Кульмаметьева. Ребята имеют высочайшую профессиональную репутацию, подтвержденную победами на многих престижных конкурсах, в частности на Всемирных хоровых Олимпиадах в Риге (2014) и в Сочи (2016), где оба раза получили титул чемпиона.

Мужской хор национальной песни (Алания) привез интереснейший национальный репертуар. Слушателей погрузили в ритуальные и культовые песнопения скифо-сармато-аланского мира. Эффект был усилен за счет традиционных костюмов: певцы, одетые в черкески, бурки, папахи, выглядели очень колоритно. Удивительно, что ансамблем горячих кавказцев руководит хрупкая женщина, Ольга Джанаева. Секрет ее авторитета, вероятно, в соблюдении мудрого правила: «Муж – голова, а жена – шея, куда шея повернет – туда голова и смотрит». Мягкая в общении, она совершенно преобразилась на сцене, властно и волево руководя своими джигитами. Выпускница Института имени Гнесиных, она вернулась во Владикавказ и посвятила жизнь сохранению и пропаганде осетинского песенного фольклора. Челябинцам представили уникальный репертуар, включавший ритуальные песни охотников (в виде театрализованной сценки с выносом туши быка – муляжа, разумеется), их молитву Всевышнему. Также не только спели, но и разыграли фрагмент свадебного обряда. Ольга Джанаева предваряла каждый номер подробным комментарием, чтобы публика понимала детали действа.

Фестиваль в этот раз вышел в регион: с оригинальной этнографической программой мужского хора из Алании смогли познакомиться жители Пласта и Кыштыма.

Челябинский камерный хор имени В. Михальченко и его руководитель Ольга Селезнёва выбрали отечественную духовную музыку и народные песни в современных обработках. Коллектив, который готовится в следующем году отметить свое 45-летие, динамично развивается. На него делает ставку и Челябинская филармония: певцы успешно гастролировали в Берлине, в 2015 году завоевали первое место на известном международном хоровом конкурсе в Хайнувке в Польше, в 2016-м гастролировали в Праге. Хор порадовал устойчивой интонацией, сбалансированной вертикалью. В программе финального гала-концерта, проходившего в Концертном зале имени С. С. Прокофьева, прозвучало много виртуозных номеров, так что даже захотелось в будущем послушать, как этот коллектив поет кантилену.

За западноевропейскую традицию и репертуар на фестивале отвечал Камерный хор «Collegium Cantorum» из польского города Ченстохова. Имя его руководителя Януша Сядляка знакомо челябинским меломанам. В 2016 году польский хормейстер выступал в Зале органной и камерной музыки «Родина» с программой польской духовной музыки, которую тогда исполнил Челябинский камерный хор имени В. Михальченко. Потом состоялись обменные гастроли, и Ольга Селезнёва с «Collegium Cantorum» подготовила духовные сочинения русских композиторов.

На «Хоровых ассамблеях» «Collegium Cantorum» великолепно исполнил мотеты Чарльза Стэнфорда, Мендельсона и Элгара, продемонстрировав замечательное дифференцированное слышание полифонической фактуры. Януш Сядляк подходит к звучанию хора как к оркестру, поэтому в его интерпретации много нюансов и тембровых контрастов. Поляки привезли и своих классиков – сочинения Пендерецкого и Твардовского. А на десерт спели пару аранжировок композиций The Beatles, в том числе знаменитую “Can’t Buy Me Love”, чем окончательно покорили зал. Любовь, действительно, не купишь, а вот завоевать артистизмом и творческим подходом вполне возможно.

Гостям из Польши также организовали концерт в области, в городе Копейске. К их приезду копейчане готовились особо, запланировали экскурсию по городу и даже небольшой «ответный» концерт с участием ансамбля казаков, хора воспитанников Детской музыкальной школы № 1 и чтением стихов на польском языке.

Мужской хор национальной песни (Алания) под управлением Ольги Джанаевой

«С Польской республикой у нас не только общие границы и общие корни, у нас очень схожи языки, кухня, обряды и обычаи, – отметил руководитель городского польского центра «Солярис» Владимир Малиновский. – А с городом Ченстохова у Копейска – особая связь. Ведь в годы Великой Отечественной войны наш знаменитый земляк, легендарный танкист Семен Хохряков участвовал в освобождении Ченстохова, а его танковая бригада спасла от разрушения храм, в котором хранилась уникальная реликвия – икона “Черная Мадонна”».

С особым интересом ожидали гастролей Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова. Концерт поразил продолжительностью (около трех часов) и объемностью программы. «Я стремлюсь к тому, чтобы мы могли петь разный репертуар – от старинной музыки до кроссовера, от миниатюр до крупных форм. Естественно, “в приоритете” отечественная музыка и русская народная песня во всей их многоликости. Не забывать и не бросать ничего из наработанного, приумножать и развивать достигнутое – вот наше кредо», – признался в одном из интервью руководитель свешниковцев Евгений Волков.

Нынешний стиль и подход к репертуару Госхора можно, наверное, определить как соцреализм. «Вставайте, люди русские» Прокофьева, «Песня о Родине» Дунаевского, «Время, вперед!» Свиридова в аранжировке для хора (где забавно имитировалась симфоническая инструментовка оригинала), обработки русских народных песен и блок духовных песнопений Чеснокова и Довганя. Формат концерта с комментариями, которые интересно и содержательно прозвучали у Евгения Волкова, сделал доступным содержание программы, в ином случае воспринимавшейся бы как архаика.

В рамках «Хоровых ассамблей» состоялся Круглый стол на тему «Роль хорового искусства в развитии межнационального диалога и культурных связей», в котором кроме участников выступили директор фестиваля Ирина Андреева и почетный гость из Крыма, руководитель Камерного хора «Таврический Благовест» Владимир Николенко. Каждый из дирижеров рассказал об особенностях хоровой жизни своего региона, поучаствовал в дискуссии с представителями челябинской музыкальной общественности. В том числе был затронут вопрос об эффективности деятельности Всероссийского хорового общества, очевидно угасшей по сравнению с первым всплеском при его возрождении в 2013 году. Во всяком случае, «Хоровые ассамблеи» Челябинская областная филармония провела при поддержке Министерства культуры Челябинской области и Всероссийских филармонических сезонов, программы, ставшей за последние сезоны одним из двигателей гастрольной жизни в России.

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»