История Государственного эстрадного оркестра Армении начинается в 1938 году — в поздние сумерки сталинского времени. Его основой стал созданный трубачом Цолаком Вартазаряном джазовый ансамбль при кинотеатре «Москва» в Ереване, а художественным руководителем оркестра — Артемий Айвазян, виртуозный виолончелист, оставивший карьеру в классической музыке и ушедший в эстраду и джаз. Государственный джаз-оркестр Армении (так он сперва назывался) был одним из первых биг-бендов в Советском Союзе и единственным, пережившим и Великую Отечественную войну, и «эпоху разгибания саксофонов» — полномасштабную борьбу с джазом как с «тлетворным влиянием Запада». Накануне оттепели, в 1956‑м, Айвазян передал руководство оркестром, переименованным из-за борьбы с джазом в «эстрадный», своему преемнику — пианисту и композитору Константину Орбеляну. Он пришел в коллектив пятнадцатилетним юношей и вырос в нем в яркого артиста и харизматичного бенд-лидера.
Под руководством Орбеляна Государственный эстрадный оркестр Армении достиг новых высот: коллектив объездил множество стран мира, выступая как образцовый эстрадный оркестр из СССР. В 1975‑м оркестр первым из советских джазовых коллективов дал полномасштабные гастроли в США — двадцать пять концертов в крупнейших городах, от Вашингтона до Чикаго и Сан-Франциско. Репертуар оркестра был обширен: они играли и собственные интерпретации композиций Дюка Эллингтона и Рэя Чарльза, и эстрадные шлягеры на французском и итальянском, и разноплановые джаз-композиции, которые сочинял Константин Орбелян.
Второй полнометражный альбом ГЭОА, выпущенный фирмой «Мелодия» в 1970‑м, как раз и показывает разносторонность, гибкость и универсальность оркестра. Наряду с хитом Шарля Азнавура и шлягером итальянского композитора Джино Месколи, музыканты исполняют восхитительную интерпретацию песни Комитаса и симфоджазовое сочинение бенд-лидера — «Полифонический прелюд» для четырех тромбонов и альт-саксофона, который вошел в репертуар некоторых западных джаз-оркестров.