Государство – это я? ты? он? она? События

Государство – это я? ты? он? она?

В Москве прошли гастроли Петербургского театра музкомедии

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии в честь своего 95-летия показал в Москве программу с амбициозным названием «Два города. Три эпохи. Путешествие из Петербурга в Москву». На сцене «Новой Оперы» петербуржцы представили биографический блокбастер «Петр I», семейный портрет в интерьере (и пейзаже) Серебряного века «Белый. Петербург» и гала-концерт из мелодий Исаака Дунаевского. Целое же выстроилось как тонкий разговор об отношениях человека и государства и о возможности (точнее, невозможности) стилистических расхождений с властью.

Перемены vs стабильность, прогресс vs традиция, император Петр (и клубящиеся вокруг него Меншиков, Екатерина, солдатики-преображенцы, иностранные мастера и поступающие в новые школы дети) vs монах Досифей (и поочередно втягиваемые им в заговоры царевна Софья, Евдокия Лопухина, царевич Алексей, а также безвинно гибнущий на строительстве будущей столицы народ и карикатурные бояре) – такова структура мюзикла Фрэнка Уайлдхорна и Константина Рубинского «Петр I», открывавшего гастроли. Борьба, динамика, активный конфликт. Петр стремится «за горизонт», и исполнитель роли Иван Ожогин подчеркивает в этом стремлении парадную, историческую целесообразность, превращая каждое высказывание в декларацию, если не в лозунг. Досифей ратует за приверженность привычному укладу, истово, как на митинге, возглашая: «Тысячу лет не менялась Россия!» Каждый из них готов отождествить себя со страной, вбирая в себя словно бы множество подчиненных душ, выстраивая собственную судьбу по законам не жизни, но истории. Петру, впрочем, даны авторами и монологи-рассуждения, и дуэты, да и просто жизнь человеческая: мы видим его ребенком (чистейший дискант и бесконечно трогательная актерская игра Арсения Маврина – бесспорное сокровище спектакля), пылким юношей, зрелым мужем и уставшим почти стариком. Досифей же словно не подвержен воздействию времени и изнашиванию живого тела, его облик и магнетический взгляд не меняются на протяжении всей жизни Петра, которого он наставляет с самого детства, да и после его собственной смерти, когда он является Петру грозным призраком. Вот кто намертво (ибо живой сущности подобного не выдержать, не выдерживает даже Петр, принимающий эту ношу осознанно) спаян с государством, готов подчинить себе и умы, и стихии.

Но все же и Досифей немыслим без движения, пусть и движения по кругу. Его главная музыкальная тема, «Царство огня», повторенная в спектакле несколько раз, основана на размеренном поступательном ритме, и заговор, зреющий на ее пропевании, весь поставлен как зловещее шествие синхронно движущихся монахов. А огонь, которым он грозит Петру, является на сцену и настоящим живым пламенем в сцене Полтавского боя, словно бы еще раз подчеркивая глубинное единство оппонентов. Стихия, огненная ли, водная ли, мощный массовый порыв – вот их предназначение, modus imperandi. Вот только ведет он в итоге к превращению живого в памятник: противоположности сходятся.

Диаметрально противоположным образом устроен «Белый. Петербург», родившийся за десять лет до «Петра». Перерабатывая «Петербург» Андрея Белого в либретто, Константин Рубинский усугубил свойственное мыслителям и поэтам Серебряного века стремление наблюдать за застывшей реальностью. И дело не только в том, что по сюжету выживший из ума, но мнящий себя спасителем отечества сенатор Аблеухов (неподражаемо элегантный Виктор Кривонос) мечтает «подморозить Россию». Весь центральный образный ряд «снег /лед / белизна» тяготеет к статике, неподвижности; конфликт формируется резкими вспышками красного: выстрелами, кровью, взмахами полотнища, стремительным движением. В «Белом» нет жесткой иерархии героев (и это дает возможность эффектно показаться множеству артистов труппы, хотя бы в крошечных ролях); линейное развитие сюжета то и дело замирает, прерванное интермедиями, вторжениями воображаемых персонажей, комментариями масок. Но и сам сюжет изложен как будто бы в форме гротескового ревю, набора зарисовок, живописующих остановленное мгновение. Газетная заметка, фото со вспышкой, этюд художника: город движется, люди замерли. История движется: 1905 год, Кровавое воскресенье открывает спектакль, начинающиеся беспорядки декабрьского восстания и неиссякающего террора ХХ века – закрывают. А жизнь, как ни парадоксально это звучит, связана как раз с белизной и неподвижностью, с медленной романсовой лирикой Георгия Фиртича.

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»: блоковские назывные предложения работают как позывной не только для зрителя, безошибочно считывающего эпоху затишья перед бурей, они превращены Рубинским буквально в пароль, средство для опознавания своих, но маскирующихся под простых обывателей. Движение – атрибут угрозы, насилия, смерти. Красное Домино, раскатывающее на роликах, выглядит дурной пародией на революцию, но активное движение в спектакле свойственно, помимо него, в первую очередь убегающему бомбисту Дудкину (Игорь Шумаев), копошащимся филерам и – счастливым послереволюционным народным массам, марширующим в грезах Дудкина под «Утро красит нежным цветом». В этой полумистической сцене народ рассказывает о своей жизни тоже преимущественно назывными предложениями, описывая бытие почти сплошь существительными. Дудкин же контрапунктом мечтает и взывает глаголами. И главный его глагол, главное стремление – кидать: очередную бомбу, менять жизнь к лучшему.

Но тикающая, содержащая в себе потенциальный взрыв сардинница с бомбой не способна изменить к лучшему ничего. Ни жизнь пустозвона Николеньки Аблеухова (возможно, лучшая роль Владимира Садкова), внезапно осознавшего, что его вынуждают убить отца в интересах партии, обнаруживающего в себе способность к любви и благородству, но застывающего в невозможности вернуть счастливое прошлое. Ни жизнь самого Дудкина, обнаружившего, что он не повелитель человеков, а инструмент в чужой грязной игре, не способный противостоять подлости и манипуляциям своего товарища по партии Липпанченко (Александр Круковский в этой роли радикально выходит за рамки прилипшего к нему комического амплуа, и будничная, мгновенно разрастающаяся до вселенской, беспощадность его персонажа внушает настоящий ужас). Ни участь того народа, который грезит о мире и мае, не понимая, что следом за красными полотнищами придет смерть, физическая или моральная. «Красный» неслучайно рифмуется с «грязно» и ведет к «больно», и когда снег становится красным, просьба «мама, вставай!» уже невыполнима.

Сардинница «Белого» неминуемо взрывается в финале каждого спектакля, подморозить ее тиканье невозможно. В московском показе прямым следствием этого взрыва стал заключительный гала-концерт гастролей: фрагменты оперетт и киномузыки Исаака Дунаевского. Вот где вновь утвердился мажорный марш, хрестоматийные кварты и сексты и прочие неизменные атрибуты слияния личностей с мощью масс и властей. «Белый. Петербург» Фиртича изобилует меланхоличными секундами; Дунаевский же, судя по программе концерта, творил исключительно в настроении агрессивного оптимизма. Для его поддержания, впрочем, оказалось недостаточно одной музыки. Кадрили, фокстроты, вальсы, бодрые пляски на все лады продемонстрировали артисты ансамбля; ни минуты не провели на сцене без трюков, прыжков, ужимок и жестов поющие солисты. И финальный «Марш энтузиастов», где текст «Нам ли стоять на месте» идеально сошелся с властным государственным принуждением к движению, заложенным в музыке Дунаевского, и с исполнением наконец застывшей без приплясываний труппой Музкомедии, превратился в программное высказывание.

Присоединяться ли к хору, вливаться ли в колонну, где нет ничего, кроме преклонения перед повелительным наклонением глаголов? Куда несется тройка-Русь? И не стоит ли, прежде чем задаваться вопросом «что делать?», отвечать на вопросы «кто? что?»?

Рождение музыки из воздуха События

Рождение музыки из воздуха

Правнук изобретателя терменвокса провел гастрольное турне по Турции

Портрет в зеркалах События

Портрет в зеркалах

«Студия новой музыки» отметила юбилей Шнитке сочинениями его памяти

С любовью и по делу События

С любовью и по делу

В Большом театре представили новинки издательства «Аграф»

Вот так сюрприз! События

Вот так сюрприз!

В зале «Зарядье» представили постановку оперы «Евгений Онегин»