Григорий Жуков: Дизайн я всегда делаю для себя Персона

Григорий Жуков: Дизайн я всегда делаю для себя

Почти два десятка лет трудится на фирме «Мелодия» дизайнер Григорий Жуков (ГЖ). За это время им оформлено огромное количество всевозможных дисков и пластинок, также благодаря ему преобразилась «Музыкальная жизнь» – стала глянцевым изданием, и, наконец, юбилейный том «Фирма. 100 пластинок “Мелодии”» – это его рук дело. Художественный почерк Григория Жукова – симбиоз дизайнерского опыта и музыкального вкуса. Его метод – постоянная импровизация.

Алексей Таманцев (АТ) побеседовал с дизайнером «Мелодии» о нюансах современного cover-design и о том, что происходит в оформительских мастерских главного звукозаписывающего лейбла России.

АТ У нас в стране нет специальных факультетов и отделений, готовящих художников, оформителей пластинок, и все к этой деятельности приходят по-разному. Каков был ваш путь в профессию?

ГЖ Ровно половину жизни назад, в 2006 году, я пришел в «Мелодию» мальчишкой, не обладавшим никакими навыками взаимодействия с программами. Фирма тогда переживала не лучшие времена, не было ни планов работы на месяц, ни единой концепции оформления дисков. Зато в отношении обучения ремеслу условия, пожалуй, были тепличные – это и позволило моему начальнику Ильдару Крюкову взять меня в подмастерья, что называется, на вырост. В то время работа у нас была – не бей лежачего: мы могли заниматься одним диском долго, до полугода, и я учился всему «по ходу пьесы».

Я до сих пор учусь, пересматривая иногда свои старые работы, подмечая ошибки, несовершенства шрифтовых сочетаний или цветовых решений. Конечно, в моем арсенале есть пара дюжин отлаженных приемов оформления, но, чтобы оставаться в тренде, я регулярно пробегаю глазами тот же Behance и слежу за новинками отечественных и зарубежных лейблов. Правда, внимательный слушатель альбомов «Мелодии» уже мог заметить, что у меня случаются периоды, когда я влюбляюсь в какой-нибудь новый шрифт и пихаю его буквально в каждый новый проект.

АТ Насколько в вашем случае у художника есть творческий выбор?

ГЖ Конечно, всегда приходится учитывать технические требования и художественное видение руководства и по совместительству моего главного ментора в лице Карины Абрамян (генеральный директор Союза композиторов России, первый заместитель генерального директора АО «Фирма Мелодия». – А.Т.), но, признаюсь честно, дизайн я всегда делаю для себя, так, чтобы в первую очередь нравилось мне самому. Порой, просто для смеха, я прибегаю к деконструкции жанра. Яркий пример: давным-давно, году в 2010-м, я оформлял обложку к диску балета Родиона Щедрина «Анна Каренина». Главным элементом изображения было здоровенное колесо паровоза, это было забавно. Тогда я открыл для себя, что ассоциации, вызываемые обложкой, не обязаны быть сопряжены с музыкой, они вполне могут выходить за рамки традиций и шаблонов. Однажды я бился с оформлением альбома «Щедрин играет Щедрина», было множество вариантов обложки – и все мимо! Окончательно сломав голову, я просто поставил на белом фоне гранат и название. Этот вариант я и представил руководству, а затем и самому композитору. На удивление – всем понравилось. На единственный вопрос, почему гранат, я ответил: «Просто потому что». Так альбом с гранатом ушел в печать.

АТ В оформлении альбомов вы придерживаетесь каких-то правил, ориентируетесь на какие-то примеры?

ГЖ Ретро в некотором смысле может стать источником вдохновения, в особенности когда речь идет о переиздании пластинок. К выпуску юбилейной книги «Мелодии» нужно было восстановить несколько десятков старых советских обложек для издания на стриминговых сервисах. Оказалось, что некоторые образцы – просто шедевры изобретательности художников. Методы печати тогда были далеки от совершенства, и оформители из кожи вон лезли в попытках сделать что-то действительно оригинальное. В работе над такими обложками (чаще всего это касается обложек детских сказок с трафаретной печатью) я стараюсь минимизировать вторжение в замысел художника, лишь устраняя несовершенства технологий прошлого, фактически выступаю в качестве реставратора. Это любимое мое занятие, в нем я отдыхаю душой.

АТ Для художников кавер-дизайнеров прошлых лет переход от конверта виниловой пластинки к CD был сложным этапом. Считалось, что компакт-диск дает меньше возможностей для оформления. Так ли это?

ГЖ В некотором смысле я согласен. Формат компакт-диска в два с половиной раза меньше, чем пластинка, параметры которой дают больший простор для творчества не только в плане визуального решения, но также и по части выразительных приемов самой полиграфии. Приведу в пример, вероятно, один из самых интересных проектов за всю мою практику – «Буковинские песни» Леонида Десятникова, вышедшие на виниле в 2019 году. Это был gatefold LP из крафтового картона со вклеенным буклетом с текстами песен (gatefold – форма упаковки для пластинок, популярная в середине 1960-х годов; в сложенном виде имеет тот же размер, что и стандартная обложка LP, – 32,7 см2. – А.Т.). Нам с Леонидом Аркадьевичем хотелось создать ощущение старинного семейного фотоальбома. На обложке архивная фотография переселенцев из Буковины была отдельно напечатана на фотобумаге и вклеена в специальное углубление, название было сделано слепым тиснением, имитируя высокую печать, на развороте конверта снимки сельского быта были вставлены в прорези в картоне. Пришлось много взаимодействовать с типографией, требуя исполнения всех этих деталей, но когда альбом все же попал мне в руки, я понял, что это самое красивое, что я делал.

«Мелодия» выпустила «Буковинские песни» Леонида Десятникова в исполнении Алексея Гориболя

Также несколькими годами ранее мы вместе с моим начальником Ильдаром Крюковым разрабатывали оформление издания из пятидесяти компакт-дисков к юбилею Святослава Рихтера. Коробка представляла собой стилизованный рояль, корешки дисков имитировали клавиши рояля, из «рояля» даже выдвигался маленький картонный пюпитр. Она производила впечатление старинной музыкальной шкатулки, хоть и весила «целую тонну». Так что мне трудно ответить на ваш вопрос о предпочтениях – LP или CD? Все дело в фантазии.

АТ Должен ли художник-дизайнер слушать и любить то, что он оформляет?

ГЖ Безусловно, нужно отличать старинную музыку от современной академической и понимать культурно-исторический контекст как самого сочинения, так и исполнения на записи. Ребенком я окончил музыкальную школу, моим любимым предметом была музыкальная литература, так что, конечно, для меня есть принципиальная разница – оформлять Баха и Генделя или Хиндемита, Шнитке и Булеза. Некоторые вещи, для которых делаю дизайн, я слушаю в свободное от работы время.

АТ Каковы ваши музыкальные приоритеты?

ГЖ Вкусы крайне разнообразные: от King Crimson и Pink Floyd до «Хуун-Хуур-Ту». В детстве я по кругу слушал пластинку «Лютневая музыка XVII века». Кстати, мы делали ее переиздание в позапрошлом году. У Британского музея тогда специально покупали гравюру, которая фигурировала на оригинальной пластинке 1969 года. Старое изображение не представлялось возможным использовать: оно представляло собой низкокачественный репринт. Этот проект был очень важным лично для меня.

АТ Если говорить о современной академической музыке, были ли у вас какие-то истории с заказчиком, когда он участвовал в оформлении своего альбома?

ГЖ Мой самый любимый и обожаемый заказчик – композитор и пианист Антон Батагов. Он всегда приходит с кристально ясным видением того, как должен выглядеть альбом. Однажды, десять лет назад, мы с Антоном выбрали шрифт и до сих пор используем в оформлении только его. Обычно на работу над обложкой у нас уходит не более сорока минут, и в этом процессе я выступаю исключительно инструментом, которым автор ваяет красоту. Понимание друг друга с полуслова – бесценно.

Случается, что музыкант приходит в «Мелодию» со множеством идей, но не имея представления, о том, что хочет получить в финале. Безусловно, речь о высокообразованных людях, с давно сформировавшимися вкусами в их профессиональной деятельности, а также в живописи, архитектуре, кинематографе, но их глаз не заточен под дизайн. Приходится брать на себя функцию «переводчика c урду на латынь»: интерпретировать язык звука посредством языка изображения.

«Фирма Мелодия» представляет новый цифровой альбом Антона Батагова

Профессия дизайнера «Мелодии» вообще очень специфична. Необходимо разбираться в сферах, далеко выходящих за рамки профессиональных навыков. Кроме непосредственно оформления и технических нюансов печати или публикации «в цифре», нужно хотя бы поверхностно знать основы авторского права, иметь вкус в изобразительном искусстве, обладать некоторым багажом знаний в музыке и даже иногда быть психологом, предвосхищая желания или, наоборот, табу заказчика обложки.

АТ CD, в отличие от винила, пока не вернул себе высокий «носительский» статус. Вам больше по душе оформлять пластинку или диск?

ГЖ Винил трансформировался из массового носителя в объект коллекционирования, стал изысканным увлечением меломанов. Всегда найдутся охотники за лимитированными изданиями, они всегда будут собирать пластинки, слушать их. Что же касается CD как носителя, то, с моей точки зрения, должно пройти лет пятьдесят, для того чтобы диски стали раритетом. Мы сами не заметили, как вступили в эпоху стриминговых сервисов, и это тоже накладывает определенные ограничения для оформления.

АТ Знаю, что вы участвовали в ребрендинге дизайна журнала «Музыкальная жизнь» в 2019 году. Расскажите, как это происходило.

ГЖ Честно признаюсь, что мой вклад не так велик. Макет журнала разрабатывал мой отец Денис Жуков (тоже дизайнер – это семейное) в соавторстве с широко известной в узких кругах художницей Катей Ватель. Я тогда только занял должность арт-директора издания и выступал скорее в роли технического консультанта, стараясь сделать так, чтобы их безумные идеи можно было бы применять на практике – чтобы они не остались просто идеями в отрыве от практики. Старый дизайн порушили целиком, новый, согласно техзаданию, должен был быть свежим, геометричным. В частности, это отразилось и в дизайне логотипа в виде кнопок play и pause, графически имитирующих инициалы «Музыкальной жизни».

Несколько месяцев макет «притирался», менялся от номера к номеру, и примерно через год я сделал чисто технический ребрендинг и окончательно его «причесал». Мое кредо – все должно быть точно до доли миллиметра, чтобы каждый элемент был обоснован. Это у меня от отца (смеется).

АТ Ваш недавний проект – юбилейный альбом «Фирма. 100 пластинок “Мелодии”». Его концепция была вам ясна изначально, или идеи рождались в процессе?

ГЖ Сначала я хотел, чтобы формат книжки соответствовал формату виниловой пластинки, то есть 320 на 320 миллиметров. В процессе обсуждения с руководством мы сошлись на формате 250 на 250 миллиметров. Тем не менее, когда книга уже была готова к печати, выяснилось, что ее размеры – 240 на 240 миллиметров. Я не знаю, почему так получилось, такое случается (смеется). Что касается оформления, то мы ориентировались на немецкое издание Taschen. А если говорить о шрифтовых решениях, то это отлаженные годами сочетания и моя новая любовь – гарнитура Arsenica.

АТ Я не могу сказать, что эта книга навороченная, но она сделана очень тонко и детально. За что в этом случае хочется себя обнять?

ГЖ За неукоснительное следование своему кредо, за скрупулезно подготовленный макет – с технической точки зрения. В нем нет ни одного случайного расстояния, размер букв точно выверен относительно межстрочного интервала, ширины межколонника, количества символов в строке, полей, расположения колонтитулов – все числовые показатели взаимосвязаны. На создание макета ушло две недели – четырнадцать дней подсчетов. В процессе верстки, впрочем, когда уже было готово порядка пятидесяти страниц, приходилось вносить в макет изменения, потому что возникло понимание того, что предыдущая версия «не работает». Также существенным нюансом является выбор бумаги. К сожалению, пришлось столкнуться с некоторыми ограничениями: до введения санкций в нашей стране был представлен весь спектр производителей мира, и можно было позволить себе швейцарскую бумагу наивысшего качества, сейчас с этим сложнее. Но все же нам удалось найти неплохой вариант, книга выглядит и ощущается действительно солидно.

АТ Какую из своих работ вы считаете прорывной?

ГЖ Мое достижение 2023 года – музыка из балета «Лебединое озеро» в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Геннадия Рождественского. Изначально это был цифровой релиз, но он очень понравился коллективу «Мелодии», и мы решили выпустить его также на физическом носителе. В этом проекте я применил новый для себя метод графических нейросетей. Больше месяца я мешал между собой живопись Каспара Давида Фридриха, Ивана Шишкина и некоторых других художников, чтобы получить итоговую картинку. Результат превзошел все ожидания. Это был очень интересный опыт, и мне хотелось бы его повторить.

Впрочем, после выхода диска на одном из форумов мне попался на глаза комментарий – его автор упрекал «Мелодию» в слепом следовании тренду использования нейросетей в оформлении. Очень захотелось посмотреть в глаза этому человеку: проще и быстрее было написать обложку маслом, чем нейросетью, которая, на самом деле, не более, чем инструмент в арсенале дизайнера. С определенным допущением можно сказать, что ИИ способен заменить человека, накидать какую-то простенькую обложку альбома, но в конечном счете все зависит от того, кто и как использует этот инструмент.

«Лебединое озеро» в трактовке Рождественского выходит на компакт-диске

АТ Возвращаясь к книге «Мелодии». Вы художник, который слушает музыку. Работая над оформлением книги, открыли ли вы лично для себя что-то, что касается музыкальной составляющей, и был ли в этом проекте простор для импровизации?

ГЖ С некоторыми из этих пластинок я был знаком ранее. «Алиса в стране чудес» или мои любимые «Али-Баба и сорок разбойников» заслушаны в детстве до дыр. Вообще, создание «мелодийного» тома в какой-то момент превратилось в занятие археологией. Изначально предполагалось, что обложки пластинок будут сопровождаться небольшими заметками об истории создания альбомов, но авторы, Ляля Кандаурова и Денис Бояринов, так увлеклись, что накопали целую кучу интересных фактов, так что тексты постепенно стали увеличиваться в размерах, поэтому первоначальная концепция книги «поехала». Пришлось корректировать макет на ходу и искать дополнительные иллюстративные материалы. И тут началось самое интересное: к примеру, обнаружилось огромное количество вариантов оформления небезызвестных «Бременских музыкантов». Один из вариантов (не вошел в издание) представлял Кота в сапогах в окружении своего семейства в процессе чаепития, а внизу была надпись: «Бременские музыканты». Фантастика! У той же «Алисы в Стране чудес», как оказалось, помимо хрестоматийного, с лицом Алисы в окне, тоже десяток чудесных вариантов оформления. И это не исключение – очень многие известные пластинки имеют разные конверты, включая настолько дикие, что никакой нейросетью такого не нарисуешь.

Пожалуй, юбилейная книга «Мелодии» была самой трудоемкой работой в моей практике, зато таким образом шестидесятилетие фирмы, с которой моя судьба связана навеки, отметили как следует.