Гром и молния среди зимы События

Гром и молния среди зимы

В Уфе в Государственном концертном зале «Башкортостан» завершился II Зимний фестиваль

Музыканты на специальных подиумах, «расчерченная», словно регулярный французский парк, сцена, маэстро Дмитрий Крюков, не только увлеченно управляющий оркестром, но и живо рассказывающий публике о музыке. Так проходил один из кульминационных концертов, воспроизводивший Венский новогодний концерт. «Мы здесь, в Уфе, хотим подарить частичку Вены, и надеюсь, что праздничный дух этой музыкальной столицы мира коснется каждого из вас», – пожелал слушателям дирижер.

Вальсы и польки отца и сына Штраусов – неотъемлемая часть любой декабрьской афиши, но вопрос в том, как проникнуться высоким венским стилем, передать не только легкость и праздничность, но и аристократизм, благородство и красоту этой музыки. Как показалось, именно такие серьезные цели поставил себе Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан – главный герой всего фестиваля.

Любимая, всеми узнаваемая без объявлений увертюра к оперетте «Летучая мышь» стала прологом, вводящим в мир романтических грез и в то же время салонных увеселений. Что касается собственно исполнения, то НСО РБ сразу продемонстрировал крепкую качественную игру с точно выстроенным балансом духовых и повышенный эмоциональный градус, столь характерный для отечественного ощущения Штрауса и в меньшей степени проявляемый самими венцами.

Экспрессия была усилена манерой Дмитрия Крюкова, который частенько пританцовывал на подиуме, благо дирижирование наизусть позволяло ему чувствовать себя абсолютно свободным, и, по-видимому, этого же он стремился добиться от музыкантов. Бывали моменты, когда дирижер словно зависал в вальсовом пируэте или в поддержке невидимой дамы. А на бис даже «подергался» в стиле диско под зажигательные ритмы польки «Гром и молния» – как говорится, «оторвался по полной».

Но это все внешняя сторона, которая не заслонила собой содержательную. Весомую часть концерта составили комментарии маэстро, который, успешно взяв на себя функцию просветителя, рассказывал об истории выбранных им сочинений. Так, о польке «Анна» Иоганна Штрауса-сына публика узнала, что она принесла автору наибольшую популярность и самый высокий гонорар, а ее премьера состоялась в венском Пратере, в садовом кафе «Дикий муж».

Дмитрий Крюков и НСО РБ

Учитывая компактный характер концерта, дирижер резонно включил только самые известные произведения, создав что-то вроде многослойного музыкального десерта «а-ля Павлова». Удачей стал вальс «Сказки Венского леса» – один из самых протяженных и насыщенных контрастами. Духовые здесь отвечают за лесную и сказочную тематику, соло флейты напоминает о пасторальных прелестях, а взлетающие фразы у струнных создают ту самую квинтэссенцию венского вальса – полетного, дерзкого, импульсивного. В этом вальсе важны также и национальные мотивы: Иоганн Штраус-младший ввел в одном из эпизодов лендлер – народный танец, непосредственный предшественник вальса. Есть тут и еще одна пикантная деталь: в оригинале партитуры предусмотрено соло цитры – народного струнного щипкового инструмента. Пожалуй, можно было «столкнуть» академическое звучание с фольклорным, сделав приятный сюрприз для уфимцев, так ценящих этнику.

Чуть менее известна увертюра к оперетте «Цыганский барон», хотя, по словам Дмитрия Крюкова, она исполняется в Австрии гораздо чаще, чем «Летучая мышь». В то же время ласкающие интонации в ритме вальса и зажигательный чардаш делают практически любое произведение Штрауса «знакомым» и быстро «западающим» в сознание.

Не была забыта важная страница биографии Штрауса-сына, связанная с Россией. Известно, что композитор много раз гастролировал здесь, работал несколько летних сезонов в Павловске и мечтал жениться на русской красавице-аристократке Ольге Смирнитской. Полька-пиццикато – чудесная воздушная вещица, имитирующая игру домр и балалаек, – была создана Штраусом как напоминание о стране, едва не ставшей ему второй родиной. Финалом концерта, как обычно делают в Вене, стал вальс «На прекрасном голубом Дунае», сыгранный с большим воодушевлением и картинными контрастами. И, конечно, не обошлось без самого главного номера таких программ – «Марша Радецкого». Благо в Уфе концерт проходил, в отличие от нынешнего венского, при публике, и она смогла всласть поаплодировать в такт оркестру.

В одном из интервью Дмитрий Крюков сформулировал свою миссию и отношение к профессии: «Музыка прекрасна тем, что она невербальна, что она выше, чем слова. Иногда во время исполнения возникает ощущение, словно пелена спадает, и я понимаю, что такое настоящая жизнь… Искусство должно иметь исцеляющую силу, чтобы человек одухотворялся, слушая музыку».

Дмитрий Крюков: Мой репетиционный рабочий день составляет 10–12 часов

Этой возвышенной цели отвечал и весь Зимний фестиваль в целом. В течение месяца прошло девять концертов с интересным, а порой и нетривиальным контентом. Например, состоялись два вечера, вместившие все пять скрипичных концертов Моцарта, где солировали артисты НСО РБ Дарья Мусина, Татьяна Брыкова, Светлана Воронина, Анна Козловская и Ильшат Муслимов. «В Уфе практически никогда не исполнялась музыка Моцарта в аутентичном виде, – говорит Дмитрий Крюков. – Как ни парадоксально, Моцарт – самый неизвестный композитор, поэтому мы очень плотно занимались со струнниками, чтобы привить манеру исполнительства».

НСО РБ и Лукас Генюшас

Дать шанс почувствовать себя звездой в лучах прожектора, да еще играя такую божественно красивую музыку, – сложно придумать лучший новогодний подарок оркестранту. «Это абсолютно беспрецедентная история. Мало какой коллектив может себе такое позволить», — подчеркнул генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин. Его стараниями и партнерским взаимодействием с Московской филармонией и проектом «Всероссийские филармонические сезоны» в афише фестиваля появился и титулованный столичный пианист Лукас Генюшас с Концертом соль мажор Равеля. В этой же программе выступил и сам Артур Назиуллин, успешно совмещающий административную работу с творчеством. В Рапсодии Дебюсси он вновь подтвердил свое реноме тонкого одухотворенного кларнетиста.

Артур Назиуллин и Дмитрий Крюков

А закольцевал фестиваль юбиляр этого года Петр Ильич Чайковский: с его Первой симфонии «Зимние грезы» все началось, а неизбежным, но таким желанным «Щелкунчиком» под Новый год завершилось. Кажется, в Уфе родилась хорошая традиция, которой даже пандемия не помеха, а уж при нормальных обстоятельствах Зимний фестиваль может развернуться и стать творческой акцией всероссийского масштаба. Во всяком случае, амбиции такие есть.

Артур Назиуллин: Мне комфортно в любом амплуа

Разрушение стереотипов События

Разрушение стереотипов

Хибла Герзмава и Элина Гаранча спели совместные концерты в Москве и Санкт-Петербурге

Выстрел в десяточку События

Выстрел в десяточку

В Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера романтического балета Цезаря Пуни и Жюля Перро «Катарина, или Дочь разбойника», более чем на сотню лет забытого музыкальными театрами.

Вектор композиторов События

Вектор композиторов

Aksenov Family Foundation представил второй сезон проекта «Русская музыка 2.1»

Вступая в новую жизнь События

Вступая в новую жизнь

Шестой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» завершился в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко