Гром победы, раздавайся События

Гром победы, раздавайся

Капелла Юрлова открыла юбилейный, сотый сезон гастролями в Крыму

Выбор маршрута совпал с бархатным сезоном, поэтому Севастополь встретил музыкантов мягким солнцем, еще теплым морем, ароматами последних персиков. Между репетициями и выступлениями удавалось нырнуть в Черное море и побродить по старому городу. Севастополь, основанный в 1783 году, хранит благодарную память и императрице Екатерине II, и участникам обороны Севастополя в Крымской войне в XIX веке. По этим улицам ходил 26-летний офицер Лев Толстой, воспевший город и его героический дух в знаменитых «Севастопольских рассказах».

Мысли о поездке в Крым возникли у художественного руководителя Капеллы имени А. А. Юрлова Геннадия Дмитряка еще в 2014 году: тогда, в Большом зале Московской консерватории коллектив совместно с Ансамблем Краснознаменного Черноморского флота исполнил ораторию «Июльское воскресение. Севастополь, год 1942-й» Владимира Рубина, посвятив программу присоединению Крыма к России и 70-летию освобождения Севастополя от фашистов. «Уже тогда, – поделился Г. Дмитряк, – возникла мечта привезти это сочинение в Крым». Пока идея вызревает, Капелла познакомила крымчан со своим более чем многоплановым репертуаром и, в свою очередь, провела своеобразный мониторинг концертных площадок.

Сейчас в Севастополе современного концертного зала нет, хотя недавно сюда приезжала комиссия Министерства культуры РФ для обсуждения перспектив постройки мультифункционального комплекса и не только (подробнее об этом – в интервью председателя Законодательного собрания Севастополя Екатерины Алтабаевой и руководителя Главного управления культуры города Николая Краснолицкого). Всего юрловцы привезли три программы. Первую Капелла исполнила в городском Центре культуры и искусства: в зале на 670 мест был аншлаг, и среди слушателей наблюдались люди самых разных возрастов, социального статуса и профессий. Прежде всего откликнулась местная интеллигенция, музыканты и даже священнослужители. Протоиерей Вячеслав, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Блаженное Чрево. В родах Помощница» при городском родильном доме Севастополя, по его словам, пришел «прикоснуться к вечному, к музыке, которая рассказывает все, что мы слышим в поэзии, а губы рассказчика – этот удивительный хор. Его звучание, филигранность, тонкость нюансов меня потрясли, я давно не встречал такого бриллианта».

И правда – Капелла козырнула умением «держать зал» тихой музыкой, интимной манерой пения. Такие известные песни, как «Степь да степь кругом» (солист Александр Воробьев) или «Вечерний звон» (солист Никита Курилов), частенько интерпретируют в такой «разудалой» манере: здесь же Геннадий Дмитряк услышал их как молитву, как сокровенное размышление, как «русский реквием».

В зале присутствовал десант из «Артека», где буквально накануне начала гастролей в рамках Десятой смены состоялся смотр школьных хоров «Поют дети России», которым руководил Геннадий Дмитряк. Хормейстеры из Южно-Сахалинска, Рыбинска, Самары не скрывали восхищения перед мастерством Капеллы, правда, сетовали, что не могли привезти своих подопечных – правила в «Артеке» строгие, никаких отлучек: «Такую музыку надо слушать всем – не только взрослым, но и детям».

Маэстро Дмитряк специально отобрал для первого вечера только светские сочинения. Причем начал с полонеза «Гром победы, раздавайся!», ставшего неофициальным русским гимном конца XVIII – начала XIX столетия и посвященного его автором, Осипом Козловским, Екатерине II – гению этого города. И, конечно, в конце – после Рахманинова, Танеева, Свиридова, русских народных и фронтовых песен – прогремел «Легендарный Севастополь» на музыку Вано Мурадели, гимн города с 1994 года. Зал встал в едином порыве, подпевая хору, и в этот момент стало ясно, что Капеллу ожидает успех. Шквал аплодисментов растроганной публики стал доказательством того, как нужны такие гастроли.

На второй день Капелла двинулась в Херсонес Таврический, где сохранились остатки древнего городища. Ныне это Гагаринский район Севастополя, но, переступая врата заповедника, ты словно попадаешь в доисторические времена – ощущение, сходное с тем, когда бродишь по римскому Форуму или афинскому Акрополю. Развалины зданий, храмов, омываемых неспокойным Черным морем, – во всем завораживающая первозданность и стихийная сила.

Капелла имени А.А. Юрлова в Свято-Владимирском кафедральном соборе Херсонеса

Вот такой же первозданностью и мощью веяло от исполнения Капеллой духовной музыки Чайковского, Чеснокова, Христова, Свиридова, фрагментов из «Всенощной» Рахманинова в Свято-Владимирском кафедральном соборе Херсонеса. Вибрирующая акустика немного рассеивала звук, поглощая какие-то детали, зато голоса звенели, наполняя собой все церковное пространство. Было поставлено несколько рядов стульев, но большинство пришедших слушало стоя, купаясь в гармонических красотах, забыв о неудобстве и тесноте. Незабываемые минуты парения и слияния со Всевышним!

Плотный график не позволил долго смаковать успех – автобус повез хор на следующую репетицию. Ведь трехдневный вояж в Севастополь завершали кантата «Глория» Вивальди, Коронационный антем Генделя и Реквием Моцарта, где к московским гостям присоединился Севастопольский симфонический оркестр под управлением своего худрука Владимира Кима.

По мнению организатора гастролей, национального представителя Европейской ассоциации артистических менеджеров в России Владимира Дедюхина, «удачными были все три концерта – прежде всего потому, что в Севастополь впервые приехал такой большой хор – не 20–25, а 60 певцов! Ну, и репертуар в целом был предложен редкий, эксклюзивный. Да, Реквием Моцарта, конечно, исполнялся, но Гендель и Вивальди – никогда. Что касается концерта в соборе, то, опять же, “Всенощная” Рахманинова звучала, но – силами куда более скромного, не такого большого состава». Владимир Дедюхин, сам уроженец Севастополя, считает, что в городе традиционно велика тяга к хоровой культуре, здесь люди и сами любят петь, так что такой фестиваль имеет отличные перспективы, и, вполне возможно, в будущем он станет ежегодным.

Надеется на продолжение сотрудничества с Капеллой Юрлова и Владимир Ким: «Мы рассчитываем на март 2019 года, когда будет праздноваться пятилетие возвращения Крыма и Севастополя в Россию. Теперь дело за нашей властью: губернатором, Министерством культуры». А сам Геннадий Дмитряк хотел бы исполнить здесь оперу-ораторию Владимира Рубина «Июльское воскресение. Севастополь, год 1942-й» с участием хоров из Симферополя и Севастополя».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»