Группа «Слот», играющая так называемый альтернативный тяжелый рок, ставший чуть ли не мейнстримом в начале – середине 2000-х годов, празднует свой 20-летний юбилей. Совсем недавно группа порадовала народ несколькими праздничными релизами, среди которых и новый сборник хитов, и свежий концертник, и трибьют-альбом, и даже сериал.
Чем живет 20-летний рок-коллектив в 2022-м, помогает ли им сила своего же бренда, и что альтернативщиков связывает с мэтром эстрады Григорием Лепсом – об этом и многом другом Дмитрию И. Сараеву (ДС) рассказали вокалисты команды Дария «Нуки» Ставрович (Н) и Игорь «Кэш» Лобанов (К).
ДС Ребята, к вашему 20-летию вы подготовили множество интересных проектов, в том числе и биографический фильм. Где его можно увидеть?
К Это документальный сериал об истории группы с 2002 года и буквально до настоящих дней. Фильм «Слот: вспомнить все» можно посмотреть на официальном YouTube-канале «Слот».
ДС 18 февраля в Москве состоится большой концерт ВИА «Слот». Что особенного увидят его зрители?
К Мы запланировали довольно масштабный сет, там будет 28 песен, мы давно не играли таких длинных программ. И с особенным подсетом внутри. Концерты во всех городах все равно будут немного разными, будут отличаться и звездными гостями на сцене, и сет-листами. А в Москве мы запишем концертный DVD: 20 камер, большие экраны, красивый свет. На сцену московского клуба Stadium выйдут поздравить «Слот» наша первая солистка Теона Дольникова, фронтмен группы «Эпидемия» Евгений Егоров, а Аня Плетнева («Винтаж») выступит с нами и в компании кордебалета!
ДС Совсем недавно вышедший альбом «Слот XX Tribute», а особенно кавер вашего хита «Круги на воде» в исполнении Григория Лепса, наделали немало шума в тусовке…
К Да, это просто великолепно! Недавно я вывесил пост на эту тему, так как «лепсовский» кавер срубил меня наповал своим уровнем. Под тем постом, восхищаясь, отписались буквально все. И что удивительно, это в основном были музыканты панк-рокеры, «металлисты». Мне кажется, команда Лепса, что работала над этим кавером, просто сама по себе зарубилась, это был для них настоящий вызов! Класс!
ДС Вы рокеры-альтернативщики, но при этом все участники группы «Слот» имеют музыкальное образование. Помогает это или, наоборот, мешает в вашей работе, творчестве?
К У меня всего лишь музыкальная школа. Все остальное – это частные уроки. Это, например, наш басист Никита Муравьев закончил Гнесинку. А барабанщик Василий Горшков – сам преподаватель музыки.
Н Я, как человек, прошедший музыкальную школу, музыкальное училище и высшее учебное заведение, могу сказать, что музыкальная школа – это не образование.
К Я про то же и говорю. Считается, что и Пол Маккартни нот не знает.
ДС Да, но в том же самом прогрессив-роке очень много виртуозов, закончивших Музыкальный колледж Беркли, другие заведения…
К Что касается образования, тем более в наше время, здесь работают другие вещи. Сегодня бит – это главное. Бас качает, грязненький стишок зачитал убедительно – и все, ты на волне!
Н Для того, чтобы создавать рок-музыку, никогда не нужно было образования. Просто сейчас это стало больше заметно. Ты в любое время мог создавать свою музыку, и не важно, знаешь ты ноты или нет. Другое дело, что сейчас от музыканта требуется быть немузыкантом – нужно постоянно создавать контент. Необходимо уметь работать с видео, нужно все это записать, спродюсировать. Визуальный аспект сейчас даже важнее, чем другие, и приходится тратить много времени именно на это.
ДС А не пропала ли у современных артистов та элитарность, которой обладали музыканты, что обучались в творческих вузах и потом становились знаменитыми рокерами еще в 1990-2000-х годах?
К Элитарность, знаешь, когда пропала? Раньше человек просто тупо не мог записаться, потому что у него не было контракта с лейблом, который бы оплатил ему запись в студии. А теперь утебя есть ноутбук, микрофон – и, пожалуйста, мировая знаменитость готова! И за примером ходить далеко не надо: Билли Айлиш. Раньше это было невозможно, а теперь, с развитием цифровых технологий, можно делать все, что угодно, и в этом плане нет никакой элитарности. С другой стороны, это говорит о том, что теперь таланты приходят в массы и в тираж более простым путем. Но все равно ключевое понятие здесь – талант, и это неизменно!
ДС 20 лет тому назад вы начинали работать для совсем молодежной аудитории. Сейчас среди ваших фанов полно современных тинейджеров, есть и те, кто вырос вместе с вами. В чем секрет?
К Ты знаешь, общаясь с легендарным нашим «металлическим» коллективом группой «Ария», мы понимаем, что у них тоже часть публики – очень молодая. Для меня в некотором смысле это парадокс. У них уже пятое поколение фанатов. А мы все-таки ветераны. Да, молодые слушают нашу музыку, и мы сильно осовременились, но все равно все это ощущается как-то по-другому.
Н Точно, все по-другому! Я вижу целую пропасть между самым началом и текущим моментом. И это на самом деле очень круто! Например, когда мы исполняем старые песни сейчас, порой я даже не знаю, как мне под них двигаться в плане грувов и алгоритмов. Иногда даже чувствую себя неловко. Изменилось очень многое, и одновременно – ничего! Как так? Парадокс, да и только!
ДС Может дело просто в силе вашего бренда?
Н Вот Кэш назвал «Арию». Но «Ария» в своем стиле не меняла практически ничего. Вот здесь реально дело в силе бренда. Да и Limp Bizkit, и Korn – они создали свой стиль и так и существуют в его рамках. А у нас все сильно менялось и развивалось. И мне кажется, что если бы мы поступили так же, как эти ребята из Limp Bizkit, Korn да и «Арии» тоже, нас бы давно уже сдуло вместе с альтернативной волной, когда захлопнулся телеканал А1. И только благодаря тому, что мы делали выводы, менялись, мы и существуем до сих пор.
К Бренд тоже работает, без него мы бы не выжили!
Н Amatory и Stigmata – тоже бренды. Но, к сожалению, и одна, и другая группа уже не могут так гастролировать по России, как это делаем мы.
К Кстати, думаю, именно Amatory начали эту череду празднования своих 20-летних юбилеев на «нашей грядке» в 2021 году. Мы выступали с ними на берегу Баренцева моря на их юбилее. Кто-то из наших даже искупался там. Понимаешь, у кого-то идея-фикс промочить ноги в Индийском океане, а у нас, считай, в самом Ледовитом, и мы это сделали!
ДС Кстати, а что можете сказать о последних альбомах Limp Bizkit (2021) и Korn (2022)? С последними вы вообще четыре раза выступали на одной сцене.
Н Limp Bizkit я послушала. Одна песня, первая, очень неплоха!
К Я Limp Bizkit послушал, Korn еще нет. И как-то раз поймал себя вот на чем: Limp Bizkit играл у меня в наушниках, когда я ехал на самокате по вестибюлю метро, лавируя между людьми, потому что куда-то опаздывал. И вот эта движуха «лимповая» идет у меня в наушниках, и все сложилось в какую-то движу, грув – как я всех объезжаю. И в итоге я так экстремально проехал по станции, и Limp Bizkit мне в этом очень помогли.
ДС Вы считаетесь знатными зожниками. Наверное, и спортом активно занимаетесь?
К Мы с Дашей ходим в зал, но это больше просто для поддержания тонуса организма. Не только кровь чтобы гонять, но и связки, суставы нагружать и тренировать. А на позапрошлый день рождения Даша подарила мне скейтборд, видимо, желая моей смерти.
Н Да, у нас есть спортзальчик. У меня недавно тоже появился скейтборд…
К Занятие скейтбордом – такой очень вестибулярный вид спорта, но я сейчас редко его практикую.
ДС Еще сравнительно недавно рок-музыканты гордились тем, что жили согласно слогану «Sex, Drugs & Rock’n’Roll». Как быть с этим всем сейчас?
К Здесь никто не отменял какую-то индивидуальность. И вот этот набор из трех слов, он у каждого будет свой. У меня «drugs» в мой собственный жизненный слоган никогда не входили ни под каким соусом. Просто, до свидания! В те времена, когда, понятно, у всех было что-то, у меня, например, спрашивали: «А как же ты пишешь музыку, если не бухаешь?»
Н Мне кажется, самый главный представитель «Sex, Drugs & Rock’n’Roll» – это Глеб Самойлов. Когда на него посмотришь, как-то никак от этого всего не пахнет никакой романтикой! Мне кажется, в любые времена и в любых микросоциумах очень страшно становиться рабом каких-то рамок. Неважно, зожник ты зашитый или, наоборот, экспериментируешь и ни в чем себе не отказываешь. Думаю, крайности – это самое неприемлемое!
ДС Даша, прости, спрошу о том страшном нападении сумасшедшего фаната на тебя в 2014 году. Слава богу, Игорь оказался рядом, а ведь есть другие печальные примеры, тот же Джон Леннон и Даймбэг Даррелл… Не страшно теперь жить и работать?
Н Там больше никого не было, тогда мы вдвоем вышли из машины. Так что вариантов у Кэша просто не было. Я, честно говоря, все это не очень помню. Просто лежала, сохраняла энергию.
К Здесь нет никаких достижений или геройства. У меня, наоборот, к себе был вопрос: когда я это сделал. Вот если бы он пораньше достал нож, то тогда бы ничего бы такого не произошло. А из-за того, что он не вызывал никаких опасений, я упустил драгоценное время и дистанцию. Поэтому пришлось мне его догонять.
Н Он душевно больной, и на этом фоне у него была определенная цель.
К Там еще был местный питерский человек по имени Виталий, который в тот момент вышел покурить и помог мне в моей дилемме: что-то делать по отношению к машущему ножом злоумышленнику или остаться помогать истекающей кровью Даше. Так что Виталий очень нам помог тогда.
ДС Очень страшно, конечно же… Не хотелось отомстить – сразу или потом? Ответной агрессии не возникло?
К Нет, не было. А что с ним сделаешь? Он больной. Даже когда я уже сидел и давал показания в убойном отделе, я сказал ему: «Заметь, я тебя даже пальцем не тронул!»
Н Я вот читала потом заключение судебно-психиатрической экспертизы, он говорил им, что я ведьма, что «мы встретимся в другом мире», и все в таком стиле.
К Кстати, интересно, что с ним сейчас, сделали ли из него овощ или, быть может, уже выпустили? Надо бы узнать на всякий случай…
ДС В завершение хочу спросить: вы оба известны своей работой для других артистов – Кэш пишет материал для той же «Арии», Нуки – автор музыки к спектаклям Театра Наций, Мастерской Фоменко… Что нового у вас на этом поприще?
К У меня в последнее время больше работы по дизайну. Вот недавно закончил и сдал проект для гитариста-виртуоза Олега Изотова. Он вместе с нашим бывшим басистом Никитой Симоновым и барабанщиком «Нуки» Александром Карпухиным играют в группе InSammer. Я делал для них обложку нового сингла.
Н Я периодически веду несколько сериалов в анимационной студии «Паровоз», пишу музыку для полнометражных мультфильмов, таких как «Сказочный патруль», «Ми-ми-мишки», «Лео и Тиг» и «Четверо в кубе».