Гучжэн, домра и песни ловцов жемчуга События

Гучжэн, домра и песни ловцов жемчуга

В Сочи прошел XVII Зимний международный фестиваль искусств

Сейчас, когда почти все контакты со странами Европы и Америки поставлены на «стоп», составить афишу с участием иностранных артистов – задача не из легких. Но не для Юрия Башмета и директора Русского концертного агентства Дмитрия Гринченко. В Сочи на открытие XVII Зимнего международного фестиваля искусств, чтобы спеть три номера, прилетела харизматичная немецкая певица Симона Кермес, а сыграть «Кампанеллу» Паганини на черноморское побережье прибыла китайская скрипачка Ло Чаовэнь. Гостей оттенили номера с участием молодых российских солистов: Любовь Лазарева, победительница конкурса альтистов Юрия Башмета, чувствовала себя несколько скованно в антураже звезд, а вот скрипачки Анастасия Тимошенкова и Валерия Абрамова не стеснялись и выдали темпераментную игру в «Наварре» Сарасате, правда, немного потеряв контроль в точности интонации. Пожалуй, золотую середину нашла виолончелистка Мария Зайцева, лауреат последнего Конкурса имени Чайковского, выразительно и виртуозно исполнив Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса. Но когда на сцену вышел Денис Мацуев, то своей энергетикой ожидаемо затмил всех, а выбором трагического Концерта Шнитке поразил зал. В 2020 году он записал это сочинение с оркестром «Вена-Берлин» на лейбле Deutsche Grammophon, подчеркнув: «Считаю, что это одно из самых выдающихся произведений для фортепиано и камерного оркестра». В Сочи Концерт прозвучал с каким-то особым отчаянием и безысходностью, внеся диссонанс в приятное течение классической музыки. «Солисты Москвы» с Юрием Башметом полностью растворились в трактовке, предложенной Мацуевым, и после исполнения он высоко оценил  толерантность и проработанность партитуры оркестром.

Симона Кермес

А во втором отделении их сменил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, за пульт которого поочередно вставали Юрий Башмет и Алексей Рубин — ему доверили исполнение премьеры сочинения Валерия Воронова «Луна в зените», написанного для экзотического китайского щипкового инструмента гучжэн и оркестра. Композитор признался, что увидел вживую инструмент лишь в руках китайской исполнительницы Ду Ксюянь, и сочинял, ориентируясь на теоретические описания возможностей гучжэня. Но в итоге проникся духом традиционной китайской музыки и написал поэтичную красивую пьесу, погружающую слушателей в медитативную истому.

Курс на интеграцию разных культур с русской продолжился в программе «Барокко четырех континентов». Строго говоря, стилистике барокко в европейском понимании отвечал блок ансамбля La Venexiana, сыгравшего Монтеверди. Музыканты ансамбля «Наавэнд» из Бахрейна и Минк-квартет из Китая привезли этнические композиции (например, песни ловцов жемчуга), знакомя с национальными традициями и инструментами. Что происходило в России в «эпоху барокко», продемонстрировал Хор Сретенского монастыря, спевший русский церковный репертуар XVII–XVIII веков — Дилецкого, Титова и Бортнянского.

Александр Чайковский после премьеры «Сочинской токкаты»

Объединяющим фактором стало в конце концов не барокко, а наш современник, композитор Александр Чайковский и его «Сочинская токката» для всех четырех ансамблей. Получился дикий замес из бамбуковой флейты, эрху, уда, теорбы, домры, виолончели, клавесина, разнообразных ударных; фактура пульсировала остинатными формулами, тогда как вокалисты четырех континентов лихо выводили хулиганский стишок, стилизованный под частушку: «В Сочи мы все время хочим на концертах выступать, потому что можем очень там Башмета увидать». Любит такие музыкальные шутки Александр Чайковский, тем более что повод оказался уместный: премьера партитуры состоялась в день рождения, когда не грех повеселиться.

Линию инструментальных вечеров в Зимнем театре дополнили программы в Зале органной и камерной музыки имени А. Дебольской: там прошел концерт Altro Coro под управлением Александра Рыжинского с Екатериной Мечетиной (фортепиано) и Екатериной Мочаловой (домра); три концерта органного марафона, объединившие программы «Испанские страсти» Даниэля Сальвадора, «Русский сувенир» Евгении Кривицкой, а также дебют на фестивале трех юных органистов — Анастасии Адучаевой, Ильи Дедёхина и Святослава Паршакова.

Повелительница гучжэня Ду Ксюянь

Но главный акцент в программе был сделан на театр: от известных постановок «Не покидай свою планету», «Истории любви», «Рождение человека» до новинок «Соборяне» по Лескову и «Сокровенные люди» по Шукшину, Володину, Казакову. Такому количеству «людей из телевизора», среди которых были Хабенский, Гармаш, Миронов, Золотовицкий, Пореченков, Агуреева, Бабушкина, Урсуляк и еще целая обойма прекрасных актеров, позавидовал бы любой столичный театральный или кинофестиваль.

А пока артисты по вечерам радовали сочинцев своим искусством, днем в отеле «Карат» шли заседания масштабной конференции, собравшей директоров филармоний, худруков оркестров, ректоров вузов — весь цвет российского менеджмента и исполнительской элиты. Обсуждали разное, но главное, наладили горизонтальные связи и сверили часы. Амбициозная цель сделать на двенадцать дней Сочи культурной столицей России оказалась снова выполнима, и даже сумрачная погода не смогла испортить атмосферу праздника и творческого возбуждения, охватившего город в эти дни.

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации

Игра в лошадки События

Игра в лошадки

Максим Петров поставил в Большом театре «Конька-Горбунка» Родиона Щедрина

Академия – на пятерку! События

Академия – на пятерку!

В Образовательном центре «Сириус» завершилась V Симфоническая академия