Музыкальное лето в этом году открывается прекрасными записями, в ряду которых отдельное место занимает – без преувеличения – выдающаяся работа Кирилла Петренко, до недавнего времени возглавлявшего Баварскую оперу. Новый альбом Петренко и баварцев обращен в сторону постромантического репертуара, а именно – наследия Густава Малера, требующего включенности больших составов и наличия свободного времени для репетиций. Седьмая симфония и до пандемии не часто украшала афиши музыкальных залов, что уж говорить о том, насколько невозможным в нынешних условиях кажется исполнение такого масштабного произведения в рамках живого концерта. Эту тоску по партитурам Малера – как со стороны музыкантов, так и со стороны слушателей – новый диск восполняет на все сто процентов.
Напластование различных музыкально-стилистических слоев – вплоть до вагнеровского – олицетворяет сложную палитру настроений, с которыми работает оркестр, демонстрируя невероятную свободу выражения, идейную устремленность и ввинчивая внутрь звукового пространства ускорение, которое придает этой интерпретации почти что неконтролируемое движение. Петренко сдерживает сконцентрированную энергию партитуры, привнося в исполнение ясность, смелость и изобретательность.
С резкими взлетами-затактами раскрывается первая часть симфонии – в обреченном затухании дня, уносящим с собой всю обозримую красоту мироздания. Музыка вечера сменяется музыкой ночи – с ее барабанами, прутьями, пастушьими колокольцами, стальными брусками, гитарами и мандолинами. Вторая часть становится игрой с едва различимыми образами. Это – загадочные видения, которые приглашают пуститься в пугающий танец. Сквозь тревожную тоску Скерцо и блуждания в кромешной темноте четвертой части Петренко продвигается к бравурному финалу, утру нового дня, где вместо призраков ночи возникают знакомые очертания предметов и лиц.
Зловеще-ликующий финал Седьмой симфонии подчеркивает неоднозначность задумки композитора – здесь Петренко позволяет оркестру прочувствовать всю карнавальность реального мира, когда очевидное становится сложным, праздничное – мрачным, смешное – страшным. Этот эффект преувеличения, достигающий саркастических интонаций, делает исполнение столь изящно срифмованным с партитурами Шостаковича, в которых всякое ликование обречено утонуть в смертельных тисках поглощающей все живое силы. Петренко не боится этих параллелей, для него они указатели верного пути.
Эта запись примечательна еще и тем, что стала первой, вышедшей на собственном лейбле Баварской государственной оперы и Баварского государственного оркестра. Начало проекта продолжает мировую тенденцию: теперь оркестры все чаще записывают себя сами и таким образом определяют свой репертуар. Уже известно, что вслед за Малером последует выпуск на видео оперы Эриха Корнгольда «Мертвый город» – с Йонасом Кауфманом и Марлис Петерсен в главных ролях. Запись спектакля выйдет в июле, а в конце года меломанов ждет новый диск Владимира Юровского, которому Петренко уступил пост музыкального руководителя театра.