ГЭС-2 и «Санта-Барбара»: все только начинается События

ГЭС-2 и «Санта-Барбара»: все только начинается

В Москве открылся Дом культуры ГЭС-2

«Дом» несет на себе мощную общественную функцию и абсолютно новую для столицы философию: быть местом общения, времяпрепровождения для всех, независимо от материального или социального статуса человека. Такие центры в конце ХХ – начале ХХI века то там, то сям появлялись на западе: Дом музыки в Хельсинки, например, или Барбикан-холл в Лондоне, куда прийти может всякий – вход свободный. Здесь есть выбор: заняться своими делами – попить кофе, поработать на компьютере, встретиться с друзьями или просто переждать плохую погоду. Или прийти специально на концерт/фильм/лекцию, которыми полна афиша таких мест. Здесь рады абсолютно всем – вот что по-настоящему важно. Нечто идеологически подобное в России несколько лет назад появилось в Екатеринбурге – это Ельцин-центр (2015). Но в ГЭС-2 пошли еще дальше: предполагается, что все или почти все будет бесплатным, кроме разве что отдельных событий с ограниченным числом публики.

Другая аналогия ГЭС-2 – Центр современного искусства Жоржа Помпиду в Париже. Строил его все тот же великий итальянец, один из создателей стиля хай-тек Ренцо Пиано. Именно его бюро занималось реконструкцией ГЭС-2, создав радостное, полное света (благодаря стеклянным стенам и даже потолку) просторное пространство для комфортного пребывания двух тысяч человек одновременно. Инициатором превращения старой городской электростанции (именно так, кстати, расшифровывается ГЭС) стал фонд современного искусства Леонида Михельсона V-A-C. Будучи богатейшим человеком России, лидером Новатэка, этот человек давно занимается культурой, считая ее не только средством «познания мира вокруг нас, мира внутри себя», но и «средством прямого общения всех со всеми». Да, современное искусство тут на самом почетном месте, и все же ГЭС назвали не музеем, а «Домом культуры», ностальгически отсылая нас и к советскому, и даже к дореволюционному прошлому, когда ДК создавались ради просвещения, образования, развития людей. Я, кстати, и сама начинала заниматься музыкой именно в Доме культуры, а мои бабушка и дедушка там же играли в народном театре. Похвально, что такие традиции – правда, в измененном, современном варианте – возвращаются.

Меня смущает лишь одно: как в громадном многоярусном open space – 30 тысяч квадратных метров! – могут одновременно проходить все эти перформансы, воркшопы, стендапы, рейв-вечеринки, кружки, лаборатории, «школы эмоционального здоровья», ридинг- и вотчинг-группы, не мешая друг другу?  Я уж не говорю о пересъемках сериала «Санта-Барбара» под руководством известного исландского художника Рагнара Кьяртанссона (он же куратор многих выставочных проектов первого сезона), которые здесь же, прямо на глазах «у изумленной публики», будут создавать по одной серии в день (к 13 марта обещают отснять сто серий!). Вотличие от выставок, все перечисленные проекты далеко не безмолвны. Как они будут соседствовать, в какую звуковую палитру сольются? Иду за разъяснениями к архитектору бюро Ренцо Пиано Анне Прокудиной. Она немного успокоила: «Над акустическим проектом работали лучшие мировые специалисты, а именно – бельгийская компания Kahle Acoustics, которая сотрудничает с новой Парижской филармонией и другими концертными залами. Акустике в нашем проекте уделялось особое внимание, так как мы хотели совместить в одном пространстве множество функций.  Мы находимся в самом центре зала, у главной платформы – это открытая площадка для перформансов. Чтобы предотвратить распространение звука по всему зданию, Kahle Acoustics предусмотрели интересные решения. Вот, видите маленькие микрофоны? Их много, и они позволяют абсорбировать лишний звук».

Впрочем, для концертов, спектаклей, кино, лекций на ГЭС-2 создан актовый зал классического формата – такой отдельный «проект в проекте». Он изолирован от открытого пространства ГЭС-2, в нем возможны разные конфигурации: регулировка сцены по высоте, снимающиеся стулья, etc. В ближайшие дни сотрудники бюро Ренцо Пиано будут тестировать акустику, смотреть, как все это работает, что надо добавить, что «оттюнинговать». «Но опасений особых нет, потому что работали лучшие мировые специалисты, и мы им верим», – сказала Анна.

Что же до концертных программ и музыкальных проектов, то в первом сезоне они заявлены в более чем скромном объеме: в основном это фолк, электроника, рейв, классики почти нет. Будем надеяться, пока. Это же сезон, который называется «Санта-Барбара», а значит, как говорилось в рекламе легендарного сериала, даже в районе его двухтысячной серии, «все только начинается».

Франсуа Жирар: <br>Вагнер меня никогда не предавал События

Франсуа Жирар:
Вагнер меня никогда не предавал

За чашечкой кофе с Джеком Потрошителем События

За чашечкой кофе с Джеком Потрошителем

Дмитрий Черняков представил в Гамбурге свою версию «Электры»

Забытой музыки живые голоса События

Забытой музыки живые голоса

6 декабря на сцене Свердловской филармонии прошел финальный концерт в рамках проекта «Фролов. Время первых открытий», посвященного композитору и пианисту, стоявшему у истоков музыкального академического образования на Урале

Сравнения неуместны? События

Сравнения неуместны?

Пианист Викингур Олафссон, претендующий на роль сверхновой звезды фортепианного небосклона, дал сольный концерт в Зарядье