Ее называли «советской Эллой», сравнивая с Эллой Фицджеральд, – за низкий и теплый голос, богатый обертонами, за то, что она пела джаз и мастерски делала скэт. Об этом пишет и Василий Аксенов, который сделал Чохели чуть ли не главной героиней своего текста «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах» – репортажа с исторического Таллинского джаз-фестиваля 1967-го, лауреаткой которого она стала. Будущий классик, кажется, откровенно флиртовал с грузинской красавицей, выступавшей в Таллине вместе с мужем, пианистом Борисом Рычковым, и этот флирт выплеснулся в текст:
«Однажды мы обедали вместе с Гюли Чохели, и она призналась:
– Терпеть я не могу всех этих обедов, ужинов, завтраков!
– А что же вы любите, Гюли?
– Петь.
– А еще что?
– Кактусы».
Попав под влияние великой Эллы, дочь актрисы тбилисской Музкомедии с пятнадцати лет пела джаз со сцены: сначала в конспиративных клубах Тбилиси, потом в лучших джаз-оркестрах страны – у Эдди Рознера, Вадима Людвиковского, Олега Лундстрема, Константина Орбеляна и Юрия Саульского. Довелось ей выступать и с зарубежными маэстро – с оркестром Мишеля Леграна и Джеймса Ласта, ведь она пела и эстраду: исполняла песни народов мира и грузинских композиторов, босанову, шейки, йе-йе и пронзительные баллады Микаэла Таривердиева, который восхищался ее талантом. В фильме-бенефисе «Поет Гюли Чохели» (1980, режиссер Заал Какабадзе), который можно найти на YouTube, певица выдает пламенную фанк-версию «Ой, цветет калина» и то, как наша Донна Саммер «сгорает от желания» под диско-грув на фоне кордебалета, обряженного в кимоно. Не зря композитор Андрей Петров назвал грузинскую певицу «вулканом, от которого можно ждать неожиданностей».
Дебютный диск-гигант Чохели с запозданием был выпущен фирмой «Мелодия» уже в начале брежневских 70-х, а на самом деле это маленький шедевр оттепельной поп-музыки: космополитичная запись, полная страстей, эмоций и свободы. Так ярко, живо и висцерально никто тогда больше не пел. Гюли Чохели первой встала на путь, который позже приведет к успеху Аллу Пугачеву.