Опера молодого Генделя, написанная им в Италии в 1709 году, посвящена событиям древнеримской истории, взятой в момент кризиса императорской власти: речь идет о воцарении Нерона и возне кучки придворных интриганов вокруг этого события. Первая среди равных – мать Нерона Агриппина. Либретто кардинала Гримани необычно: сатира, скрытая или явная, но и аффектированная серьезность, внимание к душевным «извивам» и демонстрация всеобщей аморальности при явной скудости положительного начала (где морализаторство «победы добра»?). Да, герои получают желаемое в финале, но они одержимы недобродетельными страстями и полны эгоизма. Смесь эротической любви и любви к власти – что может быть более интригующим?
Недавно выпущенный диск обречен, кажется, вступить в художественную конкуренцию с записями, например, Гардинера или Якобса. Свои поклонники есть у разных вариантов, благо все они сделаны на высоком уровне. Диск с оркестром Il Pomo d’Oro под руководством Максима Емельянычева собрал команду сегодняшних звезд, начиная с Агриппины – Джойс ДиДонато. Уже этого имени было бы достаточно для успеха. ДиДонато изумляет палитрой переживаний: слепая материнская любовь и изощренная лживость, беспринципность и море честолюбия, – и все показано голосом. Ария-рефлексия про собственные раздумья, где «сбивчивая» мелодия формирует душевные беспокойства, спета с мощью, равной таланту певицы.
Но есть еще и Франко Фаджоли – трагикомический Нерон, Якуб Юзеф Орлиньский – сентиментальный Оттон, Эльза Бенуа – обманчиво кроткая Поппея, да и прочие вокалисты, от Луки Пизарони до Мари-Николь Лемьё, им под стать. Многочисленные короткие арии с быстрой сменой настроений поданы как с характерной для барокко общей сценической «приподнятостью», так и с образной характеристикой персонажей. Оркестр подводит под это надлежащий музыкальный фундамент. Емельянычев с первых нот трактует партитуру в согласии с принципами времени и в соответствии с Генделем, который «облагораживает самые гротескные ситуации», не допуская открытого сарказма, даже гротеска либретто. Торжественный драматизм (там, где нужно), припудренный еле уловимой иронией (тоже там, где нужно) и темпераментная орнаментальная «витиеватость» взаимно дополняют друг друга. Синфония с декоративной сменой темпов звучит как обещание разнообразной занимательности. Инструментальные фрагменты, от бурной жиги и размеренной сарабанды до стремительного бурре, порхающего менуэта и меланхоличной пассакальи, впечатляют отчетливостью фразировки, богатством тембральных красок, легкостью музыкальных перекличек и вдумчивым погружением в разность танцевальных «характеров». Кстати, Емельянычев не только дирижирует, но и играет на клавесине.