Новая запись полной версии «Ксеркса» — сороковой оперы Генделя, предпоследней из всех им написанных (последняя — «Деидамия») и второй сегодня по статистической популярности постановок, которую превосходит лишь «Юлий Цезарь», — прежде всего, фиксирует срез лучших молодых исполнителей XXI века, способных репрезентировать стиль этой музыки. Собранный британским маэстро Гарри Бикетом состав певцов во главе с 28-летней канадской меццо-сопрано Эмили д’Анджело принял эстафету у знаменательной записи «Ксеркса», осуществленной на Deutsche Grammophon в 2018 году под руководством россиянина Максима Емельянычева и оркестром Il pomo d’oro, когда заглавную партию исполнял впервые в истории ее записей мужчина — контратенор Франко Фаджоли. Среди его партнеров тогда выступили барочные звезды Дельфин Галу и Вивика Жено. Фаджоли должен был напомнить о том, что изначально партия Ксеркса и предназначалась для кастрата, что, к слову, по мнению исследователей, стало одной из причин неудачи этого опуса и последовавшего забвения на без малого пару сотен лет.
До этой аудиозаписи в новом тысячелетии появлялись еще версия Уильяма Кристи с Анне-Софи фон Оттер и Сандрин Пьо в 2003 году (Erato) и в 2013-м (Chandos) — с маэстро Кристианом Кёрнин и Анной Стефани в партии персидского царя. За Гарри Бикетом закрепилось реноме генделевского эксперта с момента его вхождения в большую оперную индустрию, когда в 1996-м его пригласили экстренно заменить дирижера на постановке «Теодоры» Генделя, осуществлявшейся режиссером Питером Селларсом в Глайндборне. В 2003 году состоялся его дебют в Ковент-Гардене в опере «Орландо» с Оркестром века Просвещения, а в 2004-м о нем впервые узнали в Метрополитен в «Роделинде», где главную партию исполнила Рене Флеминг. Певица записала с Гарри Бикетом в тот же год альбом арий Генделя. В 2020-м Бикет возвращался в Мет дирижировать «Агриппину».
Новый созыв генделевских голосов, как и новый звуковой абрис «Ксеркса», возвращает Генделю его королевскую стать после импульсивно-взрывоопасной предыдущей версии дирижера-вундеркинда Максима Емельянычева. Неспроста Бикет выбрал в качестве костяка четырех британцев: двух сопрано — Мэри Беван и Люси Кроу, баса-баритона Нила Дэвиса и баритона Уильяма Дезли, чтобы наполнить звуковой космос английскостью, которая в свое время и породила феномен «Ксеркса». Гендель, уже отбывший к тому времени директором Королевской академии музыки и завершивший основной корпус своих оперных шедевров, написал сочинение, ключ к которому смогли найти лишь через века. Он так же, как и Моцарт, скрестил высокое и низкое ради художественной правды, жизнеспособности оперы как театра, философической полноты. Это смешение современники не приняли, но оценили потомки. В «Ксерксе» есть острохарактерный персонаж Эльвиро — под стать Лепорелло, — которого блистательно поет Уильям Дезли. Маэстро Бикету очень повезло со звездной исполнительницей главной партии Эмили д’Анджело. В ее имени физически ощутима магия мифа, харизматика ее персоны и внешности — улыбка, знойный волоокий взгляд — словно специально создана для воплощения «в самом расцвете лет» того, кто носил имя «царя среди героев», а ее феноменальной красоты, чувственной силы и технической оснащенности голос идеально подходит для голоса Ксеркса — царя настолько же мудрого, насколько и раздираемого противоречиями. Ему под стать подобраны и конкуренты по амплуа — меццо-сопрано Паула Муррихи (Арсамен, брат Ксеркса) и феерическая аргентинка Даниэла Мак (Амастра, которой Ксеркс в финале предложит руку и сердце). Светлые, гибкие, бьющие точно в цель голоса британок Люси Кроу (Ромильда, у которой так кокетливо и колоритно регулярно выползает английская «t» в «итальянской» речи) и Мэри Беван (Аталанта) безупречны в изображении безграничных возможностей женщин в политике.