HAYDN. STABAT MATER <br>BIRGITTE CHRISTENSEN, KRISTINA HAMMARSTRÖM, STEVE DAVISLIM, CHRISTIAN IMMLER, RENÉ JACOBS <br>PENTATONE Релизы

HAYDN. STABAT MATER 
BIRGITTE CHRISTENSEN, KRISTINA HAMMARSTRÖM, STEVE DAVISLIM, CHRISTIAN IMMLER, RENÉ JACOBS 
PENTATONE

Stabat Mater Йозефа Гайдна — одно из многочисленных музыкальных произведений на текст одноименной средневековой секвенции. Тема скорбящей матери, оплакивающей сына на кресте, в XVIII веке приковала к себе внимание многих композиторов. К тексту обращались Вивальди, Скарлатти, но самой известной и наиболее окутанной мифами стала кантата Перголези, которую двадцатишестилетний композитор дописывал на смертном одре. Произведение Гайдна было создано в 1767 году, спустя тридцать лет после шедевра Перголези, и таким образом попало в русло сложившейся традиции.

За год до создания Stabat Mater, которую позже композитор назовет «латинской ораторией», к Гайдну перешли полные обязанности капельмейстера, включавшие в себя и создание духовной музыки в доме Эстерхази. Stabat Mater была его первой крупной работой на этом поприще. Благодаря усилиям композитора и интересу публики, произведение стало репертуарным, выдержав множество исполнений в течение следующих десятилетий. В 1803 году Гайдн поручил своему ученику Сигизмунду Нойкомму сделать новую оркестровку по моде того времени. Были созданы дополнительные партии духовых инструментов, а само звучание получилось гораздо более тяжеловесным, в духе набиравших силу романтических тенденций. Именно к поздней версии Stabat Mater обратились музыканты под руководством Рене Якобса.

Запись «латинской оратории» Гайдна превратилась в масштабный международный проект, собравший лучшие исполнительские силы. Большие коллективы — Базельский камерный оркестр и Цюрихская певческая академия — представили Швейцарию. К ним, помимо бельгийского дирижера, были приглашены солисты из разных стран: Биргитта Кристенсен (Норвегия), Кристина Хаммарстрём (Швеция), Стив Дэвислим (Австралия) и Кристиан Иммлер (Германия). У каждого из певцов богатый опыт исполнения барочного и классического репертуара, что слышно по артикуляции, звуковедению, а также по способу исполнения пассажей. Чувствуется аккуратное отношение к первоисточнику: динамика произведения выстроена контрастно, согласно многочисленным пометкам Гайдна.

Звучание хора и оркестра очень плотное, что заметно отличает эту версию от ранней, включавшей небольшой состав исполнителей. Кроме того, неочевидна духовная природа сочинения. Вероятно, такое восприятие связано с сомнительной идеей переоркестровки спустя тридцать шесть лет после создания композиции. Добавление литавр и расширение состава духовых инструментов лишили некогда религиозное произведение легкости и по уровню накала сделали похожим на симфонии Бетховена. Но поскольку музыканты заявляют о сознательном обращении именно к этой версии Stabat Mater, мы можем лишь поблагодарить их за возможность услышать ее в отличном исполнении.