History of the Russian Piano Trio – 1 <br>Alyabiev, Glinka, Rubinstein <br>The Brahms Trio <br>Naxos
Релизы

History of the Russian Piano Trio – 1
Alyabiev, Glinka, Rubinstein
The Brahms Trio
Naxos

Уходящий 2020 год порадовал меломанов стартом амбициозного проекта Брамс-трио и компании Naxos «История русского фортепианного трио», который претендует не только на эксклюзивность, но и на весомую научную значимость. В виде своеобразной монографической коллекции, охватывающей минимум два века, будут собраны как признанные шедевры фортепианных трио, так и произведения, мало знакомые широкой публике. В планах создателей выпуск альбомов с произведениями Павла Пабста, Цезаря Кюи, Александра Бородина, Николая Римского-­Корсакова, Антона Аренского, Сергея Танеева, Петра Чайковского и мировые премьеры фортепианных трио Владимира Дика, Константина Штернберга и Сергея Юферова.

Обращаясь к забытым, а то и вовсе неизвестным страницам русской музыки, исполнители взяли на себя благородную задачу реабилитации многих композиторов, незаслуженно считавшихся авторами «второго ряда», и продвижению их творчества в России и за рубежом.

Открывает антологию альбом с сочинениями Александра Алябьева, Михаила Глинки и Антона Рубинштейна. Время их создания относится к первой половине XIX столетия – весьма напряженному этапу истории, заряженному мучительными поисками   музыкального языка, первыми столкновениями «западников» и «славянофилов», напряженной борьбой эстетических направлений.

Несмотря на то, что для артистов Брамс-трио глинкинско-­алябьевская пора – это период безоговорочного царствования романтической эпохи, они не сближают стилистически этих композиторов, а их подход к ля-минорному трио Алябьева настолько неординарен, что вспоминается знаменитое изречение Гёте: «В дерзости есть гений, и сила, и волшебство». Пожалуй, это то, что так остро было необходимо этой музыке: доказать, насколько современно она может звучать. Отказываясь от привычных клише и попыток трактовать Алябьева как верного последователя венских классиков, исполнители открывают в этом произведении доселе неизведанные колористические возможности и неожиданные акустические эффекты.

В противовес Алябьеву Глинка, взявший в своем «Патетическом» трио интимно-­исповедальный тон, в их интерпретации звучит то по-фильдовски поэтично, то по-шумановски пылко, партия фортепиано – Наталия Рубинштейн – блистает забытым искусством jeu perlé.

В этой компании «пламенных сердец» мятежный, неистовый, почти «брамсовский» Рубинштейн живет и дышит весьма органично. Появление его трио соль минор ор. 15 в этом альбоме кажется естественным, однако с признанием его творческого наследия современниками и потомками не все так просто. Несмотря на славу просветителя, основателя консерватории, композитор, не примкнувший ни к кучкистам, ни к вагнерианцам, не был понят и по достоинству оценен. Поэтому свежий взгляд на его искусство таких без преувеличения больших артистов, как Кирилл Родин, Николай Саченко и Наталия Рубинштейн, позволяет ощутить его огромный потенциал и может положить начало новой исполнительской традиции.

Этот диск – несомненная творческая удача, хочется ей порадоваться и пожелать успешного продолжения развития антологии русского фортепианного трио, быть может, самого изысканного жанра камерной музыки.