И еще раз про любовь События

И еще раз про любовь

Х Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» представил мировую премьеру и не только

В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прозвучали произведения, явившиеся в прямом смысле слова открытием для российской публики. И каждое из них по-своему воплощало то, что со времен Рихарда Вагнера принято называть «религией Искусства». Основу программы составили два сочинения Густава Холста. 21 сентября исполнилось 150 лет со дня его рождения, этому юбилею и был посвящен концерт. «Гимны Ригведы» для хора и фортепиано (ор.26) и одноактная опера «Савитри» (ор.25) написаны композитором почти одновременно: «Гимны» – в 1908-1912 годах, «Савитри» – в 1909-м. Причем весь корпус «Гимнов», состоящий из четырех больших частей, в России до сих пор целиком не исполнялся.

Право «первой ночи» получил Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова под управлением Екатерины Антоненко (дирижер – Джереми Уолкер). «Гимны» открывали программу, и такой ход драматургически был абсолютно верным. Однако он дал возможность лишь постфактум оценить, насколько именно в этом произведении сразу и далеко шагнул Холст в обретении собственного стиля и освобождении от чужих влияний. Особенно ярко это проявлялось в четвертой части, написанной для мужского хора, где отметим исполнительское мастерство солистов – Ивана Бабкина (тенор) и Алексей Неумывакин (бас).

В «Гимнах» Холст не пытался «стилизовать архаику», но выстраивал мост между прошлым и собственным настоящим. Кстати, «географической составляющей» в музыке тоже нет. «Гимны» над временем, над пространством. Не вне, а именно над. Более того, над религиозной принадлежностью. Просто жизнь и смерть. И снова жизнь. Воскресение и любовь. «Универсальное произведение искусства будущего», согласно Вагнеру, перед которым Холст преклонялся. Получилось? Вполне! Во всяком случае, хоральные гимны английского композитора на древнеиндийские тексты звучали в православном храме чрезвычайно органично и уместно. Вот она – сила «религии Искусства»!

Для Джереми Уолкера Холст – один из самых любимых композиторов. Дирижер явно чувствует себя в этой музыке как в родной стихии и считает, что собор – самое лучшее место для исполнения таких произведений: «Получается соединение древних культур, которые только дополняют, но никак не противоречат друг другу. Вокальная музыка в храме, древние тексты, хотя бы и в переводе самого Холста на английский (композитор знал санскрит и все гимны переводил на родной язык сам. – М.З.), – все это в соединении звучит совершенно по-особенному».

Концерт продолжала мировая премьера – написанное специально для фестиваля «Дивное действо» для хора и камерного оркестра (Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина) молодого композитора Алины Подзоровой. В основу сюжета легла «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и Плач вологодской вопляницы Ульяны. Автор либретто – основатель и продюсер фестиваля «Опера Априори» Елена Харакидзян. По ее словам, «это произведение является мостом, связывающим не только два произведения Густава Холста, композиционно находясь между ними в концертной программе, но и мир горний и мир дольний, миры богов – персонифицированных стихий – и людей, живых и мертвых».

Тема смерти и воскресения – воскресения Любовью – вот суть, символическое ядро «Действа». Продолжение, дальнейшее развитие метафизического посыла «Гимнов Ригведы». Кстати, Холст в свое время серьезно занимался изучением родного фольклора и интеграцией его в академическую музыку. Он точно оценил бы по заслугам творческий поиск Алины Подзоровой.

Но как же жаль, что из-за недостатков акустики зала часть богатых музыкальных красок и оттенков «Действа» была снивелирована, а постоянно фонившие микрофоны при этом явно мешали замечательным солистам Наталье Линючевой (сопрано), Веронике Окуневой (альт), Татьяне Новиковой (альт), Ивану Бабкину (тенор) и Тихону Шевёлкину (баритон). Однако даже в таких условиях перед слушателями развернулась изумительная музыкальная иллюстрация – полноцветная, завораживающая и словно подготавливающая завершающий акт – роскошную «Песнь песней» верной жертвенной Любви.

Густав Холст сам написал либретто для оперы «Савитри», взяв лишь один эпизод древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Несмотря на камерность состава (три солиста и женский хор) и небольшую продолжительность сочинения (всего полчаса), в музыке Холст еще показывает себя верным вагнерианцем. И богатый музыкальный материал дает возможность голосам раскрыться во всем великолепии – музыкальном и драматическом. А концертное исполнение требует в этом смысле еще и максимальной концентрации и убедительности.

И все получилось! Солисты – мастера высокого уровня Ольга Толкмит (Савитри), Кирилл Матвеев (Сатьяван), Евгений Никитин (Смерть). Собственно, всех трех исполнителей легко можно себе представить непосредственно в вагнеровских музыкальных драмах. Это настоящие так называемые «вагнеровские голоса», особенно харизматичный солист Мариинки Евгений Никитин с присущими ему «вотановскими интонациями». Теперь они еще и идеальные «холстовские голоса»!

И вновь метафизика! «Савитри» – это фактически борьба Любви со Смертью, в которой верность и преданность женщины оказываются сильнее. Сюжет над временем, над пространством, над религией.

Программа блестяще «закольцована».

На первый взгляд, казалось бы, довольно странное сочетание: древнеиндийский эпос и Пушкин, Англия на рубеже ХХ века и музыка сегодняшнего дня… Но есть одна тема, сила, можно даже «по-вагнеровски» определить – лейтмотив, соединяющий все воедино. Это Любовь. Побеждающая смерть.

Остается только напомнить, что Бог – это тоже Любовь!

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова