И Рахманинов – такой молодой События

И Рахманинов – такой молодой

В Московской консерватории прозвучала мировая премьера дуэта из неоконченной юношеской оперы композитора

До 150-летия Сергея Рахманинова осталось не так много времени, а год его имени только набирает свои обороты – достаточно взглянуть на афишу концертных залов столицы и регионов. Чествуя «самого русского композитора», оркестры и сольные артисты в большинстве своем исполняют его популярные сочинения – Второй и Третий фортепианные концерты, «Вокализ», до-диез минорную Прелюдию, «Рапсодию на тему Паганини»… Дирижер Дмитрий Юровский также решил внести свой вклад в празднование юбилея Рахманинова, но пошел по иному пути, задумав представить его ранние сочинения, малоизвестные широкой публике. И не где-нибудь, а в родной alma mater Рахманинова – в Московской консерватории. И не с почти уже своим Госоркестром имени Светланова, а со студенческим коллективом. Музыку Рахманинова-юноши Юровский доверил исполнить, по сути, его сегодняшним сверстникам в стенах главного музыкального вуза страны – этой простой и одновременно гениальной идее маэстро можно было в хорошем смысле позавидовать. В Большом зале прозвучали симфоническая фантазия «Утес», Первый фортепианный концерт, симфоническая поэма «Князь Ростислав» и ария Алеко из одноименной оперы. А главным событием концерта под характерным названием «Молодой Рахманинов» стала мировая премьера дуэта из неоконченной оперы «Эсмеральда».

Ирина Долженко и Николай Казанский — исполнители дуэта из неоконченной оперы Рахманинова «Эсмеральда». Фото: Владимир Орехов

Первый концерт для фортепиано с оркестром Рахманинов написал в семнадцать лет, поэму «Князь Ростислав» – в восемнадцать, оперу «Алеко» – в девятнадцать, «Утес» – в двадцать. Это были самые что ни на есть студенческие опусы, которые при всей их значимости создавались, в общем, для очередного зачета / экзамена по композиции (Рахманинов учился в классах Танеева и Аренского). Но тогда их исполнение преподносилось как большое событие, которое явно тешило самолюбие молодых композиторов. Так, например, Первый фортепианный концерт был исполнен в Большом зале консерватории: за роялем – сам автор, за дирижерским пультом – тогдашний ректор Василий Сафонов (сегодняшние студенты-композиторы и не мечтают о том, чтобы заполучить Большой зал). Конечно, в этом сочинении чувствуется явное влияние концертов Шопена, Листа и прочих романтиков – музыковеды и вовсе называют Первый фортепианный концерт наивным и элементарным по изложению. Победитель Международного конкурса Рахманинова Александр Ключко выбрал для своего выступления вторую редакцию произведения, значительно переработанного композитором уже в зрелом возрасте. Пианист подчеркнул эмоциональность, пылкость, полетность, заложенные в этом цикле, приблизив свою интерпретацию к эстетике раннего Скрябина (его Первый фортепианный концерт написан в той же тональности и в целом очень похож на рахманиновский). В исполнении Ключко Рахманинов предстал взволнованным, трепетным юношей, увлекающимся крупной аккордовой техникой, выражающим свои сомнения и робкие надежды в лирических темах – их, к слову, Симфонический оркестр студентов Московской консерватории играл с потрясающим воодушевлением.

Александр Ключко. Фото: Евгений Евтюхов

Симфоническую поэму «Князь Ростислав» по одноименной поэме Алексея Толстого Рахманинов написал также в годы студенчества, однако так вышло, что впервые этот опус был исполнен аж в 1945 году, когда композитора уже два года как не было на свете. «Князь Ростислав», пожалуй, одно из самых удивительных сочинений Рахманинова, поскольку оно стилистически заметно выбивается из всего сочиненного и до, и после. Уже в медленном вступлении эпического плана начинают всплывать тени Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова, и невольно задумываешься, почему вдруг у Рахманинова появилось увлечение музыкой композиторов петербургской – «противоположной» – школы. Дмитрий Юровский выстроил последовательную и четкую драматургию этой одночастной поэмы, неспешно разворачивающуюся вплоть до кульминации у всего оркестра и последующего наступления «богатырской» темы. Его подопечные, в целом очень достойно проявившие себя на протяжении всего вечера, безукоризненно выполняли задачи своего временного руководителя, явно чувствуя с ним контакт. В том же эпическом сказочном ключе предстала и симфоническая фантазия «Утес» – пусть и не консерваторская работа Рахманинова, но блестящий пример его юношеских исканий собственного музыкального языка. Здесь также ощущаются аллюзии на симфонические антракты опер Римского-Корсакова (колористическая оркестровка, игра тембрами), но характер и развитие тем, облаченных в узнаваемые рахманиновские гармонии, намекают на то, что композитор значительно вырос, снял с плеч достижения предшественников и отправился дальше.

Дмитрий Юровский: Музыка Цемлинского становится все более актуальной

Опера «Алеко», как известно, была дипломной работой Рахманинова-выпускника, который даже и не подозревал, что совсем скоро «диплом» будет поставлен в Большом театре и удостоится восторженной оценки Чайковского. И можно с уверенностью сказать, что «Алеко» – это самое совершенное и самобытное сочинение из ранних рахманиновских произведений.  Бас-баритон Николай Казанский исполнил арию Алеко со всей присущей ей страстностью, а оркестр наполнил заключительные такты этого монолога драматическим звучанием самого высокого накала. Также Казанский и меццо-сопрано Ирина Долженко приняли участие в исполнении мировой премьеры дуэта из неоконченной оперы Рахманинова «Эсмеральда». За эту музыку композитор взялся в пятнадцатилетнем возрасте – оставил лишь наброски и, очевидно, потеряв интерес к сюжету Гюго (или засомневавшись в своих силах), эту затею оставил. А Дмитрий Юровский ее подхватил. Найдя в архиве Российского национального музея музыки рукопись интродукции к первому акту, фрагменты к третьему и дуэт Клода Фролло и старухи Шантфлери, дирижер сделал редакцию и свою оркестровку последнего. Получилось крайне любопытно – такой пример речитативной оперы (как позже в «Монне Ванне»), в которой партии солистов еще не отделены от оркестра, а от постоянного динамического нагнетания становится скучно. Но что мы хотим от молодого Рахманинова – нескладного подростка? Теперь дело за его нынешними коллегами, студентами-композиторами Московской консерватории. Ждем «Эсмеральду» целиком – и даже если она будет с кластерами и в сонорной технике.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»