И Рубинштейны бы не придрались События

И Рубинштейны бы не придрались

Валерий Гергиев открыл сезон мариинцев в Москве русско-немецким концертным диптихом

Прошли времена, когда Москва открывала концертный сезон фейерверком из выступлений ансамбля Intercontemporain, пианиста Андраша Шиффа, Берлинской академии старинной музыки и других интернациональных звезд. Ну так что, у нас своих светил не хватает? Захотим – еще не такой салют устроим: похоже, с подобной мыслью составляли свои первые сентябрьские афиши главные столичные залы.

Судите сами: Ильдар Абдразаков и участники его фестиваля с программой мировых оперных хитов; Теодор Курентзис и его musicAeterna с «Образами Италии» у Чайковского; Госоркестр имени Евгения Светланова, пусть и покинутый очередным зарубежным худруком, но блистательно проведший под управлением Дмитрия Юровского программу, посвященную 20-летию работы без Евгения Федоровича, однако под сенью его духа…

И даже в этих авангардных рядах нашелся тот, кто пусть на полкорпуса, но впереди благодаря своей неуемной музыкантской энергии и мастерству: это Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра. 3 и 5 сентября Валерий Абисалович устроил мини-фестиваль, исполнив то, что по старинной традиции должно составлять основу репертуара отечественного оркестра. Собственно, тут и придумывать ничего не надо – достаточно глянуть на портреты, которыми отцы-основатели одной из главных русских консерваторий, Московской, украсили ее Большой зал: россияне и немцы. Никаких итальянцев, французов и прочих. Этот «рубинштейновский» взгляд на приоритеты и материализовал теперь Гергиев.

Правда, нынешняя серия прошла не в консерватории, а в зале «Зарядье», но разве он не в той же Первопрестольной и не чтит ее обычаи?

Первую гергиевскую программу сезона сделали русской. Более того, Валерий Абисалович почти в точности повторил афишу своего выступления здесь 12 марта. Как говорится, от добра добра не ищут. А уж среди той массы музыки, что за это время успели сыграть в Москве гергиевцы («Кольцо нибелунга», «Китеж», «Иоланта», «Фальстаф», «Семен Котко» – называю только оперы, а сколько было всего прочего), не худо и вернуться к пройденному. И кто что скажет против весело-лубочной музыки из балета «Конек-Горбунок» фирменного гергиевского композитора Родиона Щедрина, против брызжущей радостными красками сюиты из «Сказки о царе Салтане» и неувядаемой «Шехеразады» Римского-Корсакова, где Гергиев, двухсотпроцентно уверенный в своих струнных, духовых и прочих музыкантах, откровенно купается в прекрасных тембрах и их гармониях, продлевая кантилены, кажется, выше всех мыслимых пределов, а музыка оттого не рассыпается, наоборот – ее хочется и хочется слушать. Разве лишь Ильдару Абдразакову, званному на три знаменитейшие русские басовые арии – Гремина, Рене и Алеко, – порой приходилось не совсем комфортно на самых нижних нотах, пока дирижер наслаждался сверхмедленными темпами.

Ильдар Абдразаков

Второй вечер посвятили немцам. Начали «Пасторальной симфонией» Бетховена. И вновь Гергиев удивил непривычно сдержанными темпами, едва ли не вагнеровской густотой струнного штриха, разве что освобожденного от романтического вибрато (легкая дань аутентизму?). Почти никакой цезуры между первой и второй частями – зато тем картиннее контрастировали друг с другом плясовая третья, громоподобная четвертая и сверкающая струнным звучанием, словно солнечным сиянием, пятая.

Удивительно и то, что составившую второе отделение симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Жизнь героя» мариинцы сыграли, если меня не обманули глаза, тем же «бетховенским» составом струнных с шестью пультами первых скрипок. Но никакого нарушения баланса – при предписанных гигантоманом Штраусом восьми валторнах, пяти трубах, четырех тромбонах… Ансамблевое мастерство? Бесспорно. Но еще, наверное, и искренняя любовь к этой музыке – если честно, мне не очень близкой: никогда не мог понять, зачем такое длинное, сугубо описательное изложение обстоятельств человеческой жизни без какого-либо проникновения в психологию героя. Зато – какая виртуозность партитуры, какая звукоизобразительная изобретательность в живописании битв и прочих биографических перипетий, какое немыслимое количество бравурных нот у солиста (он же концертмейстер первых скрипок) Лоренца Настурика-Гершовичи, даром что ни одна из этих интонаций в подметки не годится скрипичному лейтмотиву «Шехеразады» (в исполнении того же Гершовичи).

Лоренц Настурика-Гершовичи

Но разве мог допустить дирижер, чтобы хоть кто-то, хоть обозреватель «Музыкальной жизни», ушел с концерта с малейшим намеком на раздражение? Сыгранная на бис увертюра к «Летучей мыши» другого Штрауса изящнейшим и темпераментнейшим образом расставила все точки над i. Даже оставшиеся на эти семь минут без дела несколько «рихардоштраусовских» валторнистов, трубачей и тромбонистов явно кайфовали от той музыки, что играли их товарищи.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»