И снова он, наш Рудик События

И снова он, наш Рудик

Завершился XXII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева в Уфе. Этим впечатляющим праздником Башкирский театр оперы и балета с особым размахом вышел на старт 82-ого сезона

Нуреевский фестиваль – счастливый проект. Он по праву считается одним из авторитетных балетных форумов и известен в разных уголках мира. Для Башкирии это уникальное культурное событие – бренд, летопись развития, дань памяти знаменитому земляку, возможность вспомнить о нем. Здесь всегда царит особый ажиотаж, на каждом вечере – аншлаг, даже в выходные дни, когда теплое солнце зовет на природу.

Завидная популярность и стабильная репутация не запустили механизм ленивой инерции. Новые идеи команды перфекционистов, стоящих у руля феста, поражают смелостью и умением упаковывать художественные смыслы в совершенные и емкие формы. Марафон продлили – раньше укладывались в неделю, для программы нынешнего и двух оказалось мало. На радость публике, а город любит балет, пригласили три известные труппы России с полными многолюдными спектаклями – теми, что не идут на уфимской сцене. Блестяще воплотили невероятное предложение генерального директора театра Ильмара Альмухаметова провести не один гала, а целых три больших монографических вечера, объединив великие имена в одной фестивальной афише. Чайковский, Нуреев, Григорович. Новаторы, реформаторы, провидцы. Художники, определившие развитие мирового хореографического искусства.

Каждый вечер открывался афористичным увлекательным рассказом Сергея Коробкова – он настраивал зрителей, удивлял фактами и помогал сориентироваться в театральных сюжетах. Девизом XXII фестиваля выбрали слова Рудольфа: «В каждом, кто выйдет на балетную сцену после меня, будет жить частичка меня». В дни фестиваля на сцену вышли более пятисот артистов.

Лебединая верность и восточные страсти

Концепция феста выстраивает иерархию истинных ценностей уфимского балета, его индивидуальность. Почетное место занимает классика. Главные партии в «Лебедином озере» исполнили гости из Большого театра. Для замечательной артистки Дарьи Хохловой выступление стало премьерным – роль она специально подготовила  со своим педагогом Людмилой Семеняка. Новорожденный Черный лебедь, лукавый и коварный, «перетанцевал» по-ученически робкую трепетную Одетту. Премьер ГАБТа Артемий Беляков создал образ безупречного Принца-аристократа. И все же главным был вдохновенный ансамбль спектакля, его солисты и кордебалет. Они – одной профессиональной породы. Яркие соло и дуэты, ровные лебединые линии, синхронное дыхание мягких рук. Единство стиля, психологическое и эмоциональное, родом из общей школы – труппа состоит из выпускников Башкирского балетного колледжа. Он, конечно, носит имя Рудольфа Нуреева и славен своими традициями высокого профессионализма, которые восходят к петербургскому чистописанию и технической точности. Удивляться не стоит – основатели и первые педагоги обучались в классах вагановской академии. Уфимские воспитанники с ранних лет участвуют в спектаклях, вырастают в артистов в процессе живой сценической практики, выпускники танцуют в лучших театрах страны и мира.

Нуреев часто танцевал «Лебединое», подчеркивая грустное одиночество Зигфрида. В 1964-м в Вене вел балет с Марго Фонтейн – поклоны длились едва ли не дольше, чем сам спектакль, восторженная публика вызывала артистов 89 раз. О «Легенде о любви» он только мечтал и мечтал истово – в его багаже, оставленном в аэропорту Ле Бурже, было бережно упаковано голубое трико из не существовавшей еще в России лайкры и тонкие ткани, купленные для костюма Ферхада. На фестивальном показе главные партии в «Легенде» исполняли местные солисты и приглашенный дуэт. Иван Васильев из Михайловского театра станцевал Ферхада с зашкаливающим темпераментом, без особых сомнений его художник отказывался от личного счастья и отправлялся спасать свой народ. Виртуоз все больше становится похож на атлета, но сохраняет свою способность парить – невероятные прыжки и вращения оценили зрители. Марии Виноградовой из Большого театра орнаментальная пластика и любовное отчаяние лучше всего поддались во втором действии. В царицу Мехменэ Бану, отдавшую красоту за выздоровление сестры, замечательно перевоплотилась талантливая  солистка Софья Гаврюшина. В ее правительнице – властность, одиночество и безответная любовь, терзающая душу. Олег Шайбаков (Визирь), Данила Алексеев (Незнакомец), Шота Онодэра (Шут) и все артисты транслировали высокое напряжение чувств, работали сильно и точно. Для театра – балеты Юрия Григоровича («Лебединое озеро» тоже его постановка) – тема особая и дорогая.

Многолетняя дружба

Об этом «Музыкальная жизнь» решила расспросить главного балетмейстера театра и худрука хореографического колледжа Леонору Куватову. Ее – партнершу Михаила Барышникова, легендарную приму уфимской сцены, мудрого педагога – знают все в танцевальном мире.

МЖ В вашем театре собрана самая полная коллекция спектаклей Юрия Григоровича. Особые отношения?

ЛК Мы преклоняемся перед великим мастером, гордимся многолетним сотрудничеством с ним. В репертуаре театра – семь уникальных балетов Юрия Николаевича, и все они необыкновенно популярны. Их любят зрители, на них уже три десятилетия растут и крепнут наши артисты – так же, как в недалеком прошлом именно спектакли Григоровича представили великую плеяду звезд Большого театра. Значение хореографа трудно переоценить – завораживают его неповторимый танцевальный язык, четкое противопоставление характеров персонажей, пластическая логика, глубокие образы. Огненные мысли вторят Мехменэ Бану – это ведь гениально придумано. То, что он сделал для нашего балета – бесценно. Его спектакли, которые не теряют современного звучания, всегда украшают афишу фестиваля. Идея его проведения тоже принадлежит Юрию Григоровичу.

 

МЖ Он рассказывал, что мысль пришла быстро как внезапное озарение – ранним рождественским утром 1993-го, когда долетела печальная весть о кончине Нуреева.

ЛК Юрий Николаевич не только придумал фестиваль, но и помогал тогдашнему художественному руководителю балета Шамилю Терегулову в его подготовке. Непросто собирается афиша, но фестивали с нетерпением ждут наши зрители, и мы стараемся их не разочаровать. Составляем программу так, чтобы и публику порадовать – она верит нам, и артистов показать выигрышно. Мы счастливы принимать танцовщиков, они приезжают с удовольствием, любят танцевать на сцене, на которую выходил молодой Нуреев, говорят, что чувствуют здесь «дух гения танца».

Три монографии

Афиши концертов: «Гала Чайковский», «Гала Нуреев», «Гала Григорович» не уклонились от фестивального манифеста – объединять топовые номера и вольные эксперименты. Монографические вечера посвятили реформаторам: Чайковский предложил балету симфоническую музыку, не все тайны которой разгаданы и сегодня. «Великий бунтарь Руди» взбудоражил мир совершенством мужского танца. Юрий Григорович представил новый тип балетного повествования, разбудив фантазию последователей.

Без достижений этих героев-вдохновителей невозможно сегодня представить искусство балета, а потому на всех гала звучал Чайковский, исполнялись фрагменты балетов Григоровича и любимых партий из репертуара Рудольфа Нуреева. Программы складывались в диалоги классики и современности и ни один номер не повторялся – непонятно, как театр смог такое осилить.

Артисты из разных городов презентовали свое искусство и даже перечислить все имена в формате одной статьи невозможно. О культуре парадного петербургского стиля напомнили мариинские солисты: Мария Ширинкина и Алексей Тимофеев, Екатерина Осмолкина и Александр Сергеев. Казанский премьер Олег Ивенко, сыгравший роль Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон» и прима БГТОиБ Валерия Исаева в сложнейшем па-де-де Дианы и Актеона зажгли блеском и решимостью. Гузель Сулейманова и Сергей Бикбулатов проникновенно провели адажио из «Журавлиной песни» – той самой, которая увела маленького Руди в мир балетных грез. Как не вспомнить известный, но очень трогательный факт, как мама внесла сына в театр на руках – обуви у мальчика не было. В этом же спектакле ученик балетной студии Рудик Нуреев сражал энергией в Танце с шестом.

Запомнились яркие выступления гостей из Баварского балета Лауретты Саммерскалес и Дмитрия Выскубенко, Нина Змиевец и Денис Климук ярко представили театры Северной столицы. По-новому переосмысли художественный сюжет о встрече Леды с Зевсом, принявшем образ Лебедя, челябинская звезда Татьяна Предеина и москвич Дмитрий Гуданов, сочинивший этот номер. Премьеры двух миниатюр, которые специально к фестивалю поставил для башкирских артистов пермяк Алексей Расторгуев, – несомненная удача фестиваля и прекрасное пополнение концертного репертуара труппы. К его открытиям следует отнести «Октет» хореографа Рината Абушахманова – юным артистам он подарил шанс раскрыться и они его не упустили. Тепло приветствовала публика свою любимицу и землячку Ирину Сапожникову и ее партнера Надырбека Каната – сейчас они солисты приморской сцены Мариинского театра. Дмитрий Антипов представил монолог «45 минут тишины» Дениса Бородицкого, где мир сцены и закулисья представлен в психологической таинственности и непредсказуемой подвижности.

В гости – всей театральной семьей

Не побоялся фестиваль привезти три российских коллектива. Московский Детский музыкальный театр имени Наталии Сац выступил с раритетами «Русских сезонов» Сергея Дягилева – «Шехерезадой», «Шопенианой» и «Половецкими плясками», поставленными более столетия назад знаменитым Михаилом Фокиным. Два современных спектакля представил Челябинский театр оперы и балета имени Михаила Глинки, оба рождены фантазиями петербуржских дам-хореографов: свою «Анну Каренину» показала Вера Арбузова, версию балета-кантаты «Кармина Бурана» сочинила Надежда Калинина. С особым восторгом публика приняла Екатеринбургский театр, переименованный в «Урал Опера Балет». Худрук Вячеслав Самодуров, которому удалось за несколько лет вывести балет на мировой уровень, решил «посмотреть, как может выглядеть в XXI веке имперские искусство» и поставил «Приказ короля». Уфимская публика увидела два редких шедевра: «Вальпургиеву ночь» из наследия великого Джорджа Баланчина и сюиту «Наяда и рыбак», этот старинный балет собрал по крохам и стилизовал знаток хореографического антиквариата Юрий Бурлака. Так что Нуреев-фест оказался еще и просветительской площадкой.

Сила земли

Фестиваль сохраняет традиции и расширяет сферу своих интересов. Неизменны церемония возложения цветов к барельефу Рудольфа Нуреева на здании Башкирского театра и посещение нуреевского театрального музея: драгоценная коллекция личных вещей, собранная здесь, – уникальна. В закулисье – мастер-классы для артистов, в фойе, в театральном «Эрмитаже» – открытие эксклюзивной фотовыставки «И снова он, наш Рудик…». Более сотни неизвестных в России снимков, выполненных фотографом Парижской оперы Франсетт Левьё с 1971 по 1984 год. На одном из них – усталый Нуреев и молодой человек. Это – Луиджи Пиньотти – его личный массажист, ассистент, менеджер. Сегодня он, президент фонда Rudolf Nureyev, – почетный гость уфимского форума. «Я был рядом с Руди почти 27 лет, нас разлучила его смерть. Трудоголик, исполнявший более 200 спектаклей в сезон, человек тонкой психической организации, очень чувствительный – таким я запомнил Руди. Он много рассказывал мне о своем уфимском детстве, всегда тепло вспоминал свой город и его жителей. Он испытывал ностальгию и сейчас я чувствую, как сильна энергетика места, ощущаю силу земли, взрастившей гения. Меня всегда удивляло, насколько он был далек от политики, считал, что искусство – достояние всего мира, который не должен иметь границ для прекрасного. У него была одна страсть – театр, и он не преувеличивал, говоря, что настоящая его жизнь только на сцене. Я мечтал побывать там, где родился Нуреев – и вот мечта осуществилась. Быть может, сбудутся и остальные? Планирую подготовить в Милане вечер «Час с Нуреевым. Вход свободный», обращаюсь к итальянским властям с предложением установить памятник танцовщику, и сейчас возникло еще одно желание – познакомить моих соотечественников с балетной труппой Башкирского театра, с теми великолепными спектаклями, которые я увидел на фестивале».

На закрытии праздника известного певца и советника Президента республики по культуре Аскара Абдразакова представили большому собранию публики как нового худрука Башкирской оперы.

От милосердия не убежишь События

От милосердия не убежишь

Ричард Джонс поставил «Милосердие Тита» Моцарта в Лондоне

Коварство, любовь и Гендель События

Коварство, любовь и Гендель

На Новой сцене Большого театра под конец сезона состоялась важная премьера – первая в России постановка оперы Георга Фридриха Генделя «Ариодант».

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла События

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла

О новом витке интереса к творчеству забытого американского композитора

Они уходят от нас События

Они уходят от нас

Памяти Вадима Моисеевича Гаевского