И  снова «Онегин» События

И  снова «Онегин»

Венская опера показала «Евгения Онегина» Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова (режиссера и сценографа), тот спектакль, что был поставлен в 2006 году в Большом театре. Но премьера для Австрии, она приютила постановку, которую у нас по разным причинам убрали с афиши. Сейчас главная интрига – не устарел ли спектакль, который в момент премьеры вызвал в России громкий околооперный скандал, круче которого был только шум по поводу «Детей Розенталя». Сегодня скандал трудно представить:  «Онегин» кажется почти классическим, по сравнению со многими современными постановками.

Для оперы пятнадцатилетие сценической  жизни – большой срок, многие постановки его не выдерживают. К тому же часть певцов – иностранцы, значит, русский язык будет проблемным, и еще, как быть с актерским переживанием русской ментальности? В итоге так и было – с языком, но это оказалось не так уж  важно. Вопреки всем инновациям в мировой режиссуре опер с 2006 года, постановка не устарела. За счет цельности высказывания о переплетении людских судеб и одновременно – режиссерской  проработке, эту цельность создающей. И, главное, я снова убедилась, как неправы те, кто прежде считал спектакль антимузыкальным. Да он с Петром Ильичом живет на одной волне. Это лирические сцены в чистом виде. Вы, кстати, можете увидеть, если знаете оригинал, рефлексию на легендарного «Онегина» в постановке Станиславского (есть скрытые и явные  цитаты), но главное, у Чернякова, как и у Константина Сергеевича, внешние действия обусловлены задачами «внутреннего действия».

Подробно спектакль описывать не нужно, все его видели, и московская версия черняковского «Онегина» есть в сети. Но стоит отметить ряд формообразующих моментов.

В какую эпоху происходит несчастье героев, в каком веке, давно или, может, ближе к нашим дням – неважно. Важно, что это не про прошлое, не про уроки литературы, а про нас. Говоря об этом «Онегине», упоминают чеховские настроения. Они и чеховские, и пушкинские, и немного лермонтовские, и гончаровские, и бунинские… Есть все, при том что нет ничего хронологически-конкретного. Зато царит универсальность и отсутствие прямой злобы дня. И скрупулезная работа с психологическими нюансами,  снайперски точно выстроенные мизансцены, игра деталей. Они решают все. Стоит следить за тем, как вздымаются от сквозняка занавески, зачем музыкальная патетика то и дело уходит в поведенческий стопор, как одинока чашка чая на столе, куда мимо сумрачной Татьяны пробегают  веселые горничные, в какой момент хор за окном поет про девиц-красавиц, почему тот или иной персонаж входит или  выходит именно в эту, а не в ту дверь, и как протягивается по сцене уникальный свет (его выстроил Глеб Фильштинский).

То же – у толпы (провинциальное застолье у Лариных и  великосветский бал, у Чернякова – парадный ужин). Толпа – это в один момент трогательный, уютный мирок («крестьянские»  песни у режиссера отданы гостям Лариной, подобно тому, как сегодня  за столом  поют псевдонародную «Калинку-малинку»), но в другой момент эти люди – злобные сплетники, жадные искатели чужих скандалов и равнодушные наблюдатели трагедий.  Все это любопытнейше показано в мимике и жесте, так что хочется следить за каждым участником массовки (поет, и прекрасно, Словацкий филармонический хор).

Николь Кар – Татьяна

Дивно используется большой стол, который есть во всех картинах. Стол – точка схода, но и точка разброда, исток центростремительного и центробежного. Когда люди не могут понять друг друга, они у Чернякова находятся  в противоположных концах стола. Татьяна в начале спектакля сидит как бы вместе  со всеми,  но не совсем – ее стул немного отодвинут. В этой «мелочи» сказано все о  самоощущении и ее месте в семье. И помню, как пятнадцать лет назад восхищалась режиссерским приемом – он обыграл в последнем акте то, чему нас учили в школе: Онегин – «лишний человек». Когда он попал с корабля на бал, пытается найти место за столом и не может – все занято, пришельца не признают, и хрестоматийная фраза про лишнего человека становится живой и актуальной, неоднозначной, почти трагикомической, полной экзистенции. А Ленский поет свою арию, неподвижно сидя на стуле, в то время как  вокруг  суетятся  слуги, убирая со стола  остатки пира,  и  Ольга, не обращая на жениха  внимания,  ищет на полу  потерянную  сережку. Невпопад.

Есть ощущение, что главных героев объединяет именно это слово – «невпопад».  Примеров тому – масса. Да сама «дуэль», которой нет, а есть нелепая случайность.  Все персонажи у Чернякова слегка карикатурны, потому что уязвимы. Онегин – байронист, Ольга – стерва, Татьяна – почти аутистка, Ленский – как вечный студент Петя Трофимов. Все закрывают лицо руками, когда не удается  быть понятым. Все  пьют волшебный яд желаний. И ко всем относятся реплики «привычка свыше нам дана», как и «счастье было так возможно, так близко». Единственное совпадение – в конце  третьей картины, когда непонятая  Татьяна обнимает непонятого Ленского как брата. Но это так, порыв доброго сердца. Это щемит нашу душу, но ничего в общей потерянности не изменит.

На стыке разнородных моментов рождается кризис перманентного несовпадения. Узнаваемый до дрожи. Вечно актуальный.  Кто через такое не  проходил, так или иначе? И кто не был при этом смешон или жалок? Помню, как я сказала режиссеру, которого в 2006 году обвиняли в очередном бездушном искажении классики с целью прославиться: «Что за чушь, вам же всех персонажей очень жалко, ну, кроме Ольги». Режиссер посмотрел на меня задумчиво и ответил: «Мне и Ольгу очень  жалко». Так  житейская  история у Чернякова становится притчей, где эмоциональные вибрации просто фантастические. Через гротескный показ растрепанных душ возникает удивительно деликатный спектакль, лирическая магия которого несомненна. Этот режиссерский парадокс войдет в историю оперы.

Богдан Волков – Ленский

Австралийская певица Николь Кар (Татьяна) ранее пела эту партию в шести спектаклях, так что ей не привыкать. Кар, влетевшая в премьерный спектакль по замене заболевшей коллеги, не так активно педалирует нервозность Татьяны, как ее предшественницы в Москве (Татьяна Моногарова и Асмик Григорян). Но она хороша в сцене письма и в момент признания Онегина, когда княгиня Гремина  хочет над ухажером посмеяться, из мести и гордости, но не получается, и мы снова на короткое время видим  суть под маской:  растерянную деву из глуши степных селений.

Ольга (Анна Горячёва, солистка Цюрихской оперы и Большого театра) демонстрирует силу жесткого характера силой могучего меццо, словно пригвождающего окружающих к месту. Онегин (певец из Тироля Андре Шуэн)почти невозмутим в начале, раздражен в середине и обескуражен в конце. Эти разные состояния мало влияют на его глубокий баритон. Кажется, что ровность пения – спасительный способ сохранить подобие душевного равновесия эгоистичному неудачнику Онегину. У Гремина (международный бас Дмитрий Иващенко) в его арии выражается холодная вежливость, она же –  маскировка ненависти к Онегину, мучающему любимую жену князя. (У Чернякова Гремин все знает.) Ларина (Хелен Шнейдерман) и няня (Лариса Дядькова) – обе  комичны и обе трагичны в понимании, что все  в прошлом. В общем,  прекрасный кастинг.

И Ленский (Богдан Волков), жалкий  и величественный,  шут гороховый (он у Чернякова поет куплеты Трике, топя ревность в клоунаде) и великий романтик, автор предсмертного стихотворения  «Куда,  куда вы удалились» и раб своей искренности, которая, как и стихи, не нужна никому, начиная с его невесты. Кажется, это лучший по степени убедительности персонаж спектакля. Про вокал нет нужды говорить: Черняков не зря Волкова снова и снова приглашает.

Наконец, дирижер Томаш Ганус. Вот тут вспомнился Александр Ведерников, первый дирижер «Онегина» в Москве. Тогда я впервые расслышала, что эта музыка Чайковского не сентиментальная, как мне раньше казалось, а исповедальная. Следовательно, она должна быть разной, в зависимости от того, какая исповедь длится в эту минуту. Но, кажется, Ганус подобным не озаботился. И оттого оркестр часто казался просто фоном, способным корректно подать певцов, но не прозвучать самодостаточно, с каким-то  раскрытием музыкальных смыслов.

…Я согласна с оценкой европейского рецензента венского спектакля: «“И я увидела, что в жизни нет героев” –поет Хелен Шнейдерман в партии Лариной в начале оперы. <…> Вчера в Венской государственной опере вы каким-то образом были частью главной сцены этой антигеройской эпопеи». Героев в опере Чайковского и правда нет. И у Чернякова нет.  Есть просто люди. Это спектакль об амбивалентной сути человека,  когда у каждого свой  невроз и свое эго, и потому в любви нет правых и виноватых. О том, что палач в любой момент может стать жертвой, и наоборот, а ситуация вернется бумерангом. О могущественной власти «подводных течений» души, когда говоришь одно, а внутри переживаешь другое, и не дано предугадать, как наше слово отзовется. О том, как прав был Ницше, когда говорил: «Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что чувствуешь».

Остается сожалеть, что у нас в Большом больше нет этой постановки. Венская же опера получила один из лучших музыкальных спектаклей наших дней.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой