В Кафедральном соборе Калининграда в четвертый раз провели Всемирный день философии в формате музыкального блиц-фестиваля. На сей раз его тема – «Вечное возвращение».
День философии отмечается в мире с 2002 года, каждый третий четверг ноября, обычно в формате узкопрофессиональных конференций, симпозиумов и круглых столов. И только в Кафедральном соборе на острове Канта в Калининграде он становится событием для всех –горожан и туристов, которые идут сюда за знаниями и удовольствием одновременно. Потому что фантазией директора собора Веры Таривердиевой и пианиста, дирижера, философа и композитора Михаила Аркадьева философия и музыка в этом месте в этот день объединяются. В афише – встреча за роялем, лекция и два концерта, все идет нон-стоп, с трех часов дня до полуночи.
В таком необычном формате этот однодневный фестиваль проходит уже четвертый год подряд. Темы каждый раз разные: в 2017 – «Время звучащее и незвучащее», в 2018 – Liebestod («Смерть в любви»), в прошлом году – «Фуги. Бегство за доказательством». Нынешнее «Вечное возвращение» – это, как известно, одна из главных философских идей немецкого мыслителя Фридриха Ницше, которой он посвятил книгу «Так говорил Заратустра». Все повторяется и будет повторяться в бесконечном времени и пространстве Вселенной.
Фридрих Ницше был, как известно, не только философом, но и поэтом, писателем и композитором. «Без музыки жизнь была бы заблуждением», – говорил этот разносторонний человек, которым давно и увлеченно занимается Михаил Аркадьев. Об идеях Ницше, о жизни и смерти размышлял он в заалтарном пространстве собора (Малом концертном зале) в своей двухчасовой «Беседе за роялем». И, конечно же, играл – музыку Ницше, Баха, Пёрселла, связанную с главной темой дня. А что такое «вечное возвращение» в музыке? Конечно же, произведения, написанные в форме вариаций на basso ostinato – пассакалии, чаконы, сарабанды. Именно они и стали основой вечернего концерта.
В его первой части звучали сочинения Букстехуде, Баха, Генделя и Пёрселла; солировали скрипач Александр Тростянский, виолончелист Рустам Комачков, гобоист Филипп Нодель и титулярные органисты Кафедрального собора Евгений Авраменко и Мансур Юсупов. Кульминацией же программы стал специально написанный для Дня философии на острове Канта «Кенигсбергский триптих» («Пассакалии», «Сарабанды» и «Фуги») Михаила Аркадьева в исполнении всех перечисленных солистов и камерного оркестра Калининградской филармонии под управлением автора.
Обращаясь перед концертом к публике, Михаил Аркадьев напомнил о философии не только Ницше, но и Канта, логично связав идеи двух мыслителей воедино: «Все мы знаем, что смертны, но, как говорил Кант, мы должны помнить о “моральном законе внутри нас и о звездном небе над головой”. Звездное небо в данном случае – это не картинка, а космос: луна, солнце и звезды. Звездное небо бесконечно и подчинено закону вечного возвращения».
В связи с темой вечного возвращения много говорилось о смерти. «Смерть – это начало чего-то другого, нового?» – спросила я Михаила Аркадьева. «Смерть – это вечный вопрос, то, чего мы не знаем. Но мы хотим преодолеть смерть. Тема эта очень большая, богатая, недаром я упоминал сегодня не только разных философов, но даже древние магические практики. Человек всегда отвечал на вызов времени и смерти – отвечал представлением о вечном круговращении. И в этом великий смысл: не все исчезает, есть что-то, что возвращается. В теме вечного возвращения мне лично ближе всего то, что есть в искусстве, в музыке. Музыка вообще построена на повторах, но особенно мы обратили внимание на формы basso ostinato, где повтор является особым композиторским приемом», – пояснил Аркадьев.
Ближе к полуночи пианист сыграл еще и 12 прелюдий и фуг (от «до» до «фа») из второго тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Играл в кромешной темноте: горела только маленькая лампа, освещающая ноты. Это было, в самом деле, мистическое действо. Представьте: ночь, огромный зал собора, набитый почти битком (насколько позволяют санитарные нормы наших пандемических дней), люди сидят не шелохнувшись, внимая божественным звукам Баха, которые льются без перерыва полтора часа. И над всем этим витает дух Иммануила Канта, похороненного под стенами собора, дух, который «с нами всегда, а не только в день философии», как любит говорить Вера Таривердиева. Кстати, по ее словам, в следующем году пятый по счету День философии на острове Канта будет посвящен «философии пламени».