После долгого перерыва в Мариинском исполняют одно из самых смелых и новаторских произведений Моцарта — оперу «Идоменей». В заглавной партии дебютирует тенор Александр Михайлов, а дирижировать приглашен музыкант из Вены Саша Гётцель. Опера прозвучит в Концертном зале театра вечером 21 января.
Долгое время считалось, что жанр «Идоменея» — итальянская опера-серия (seria означает «серьёзная»), в которой пели певцы-кастраты, — безнадежно устарел и вернуть на сцену его невозможно. Однако с середины XX века вместе с всплеском интереса к старинной музыке началось возрождение и оперы Моцарта.
Сюжет «Идоменея» основан на предании о критском царе, едва не принесшем в жертву богу Посейдону своего единственного сына.
«“Идоменей” — совершенно особенная опера, — рассказывает дирижер Саша Гётцель. — Она стала композиторским прорывом и рубежом, который открыл неповторимого музыкального драматурга. Как Моцарт объединяет речитатив с арией, какой индивидуальностью наделяет персонажей и как через музыку передает амбивалентность чувств — типично моцартовские черты, он будет развивать их во всех своих последующих операх».
Опера-сериа обычно состоит из вереницы арий и изредка вкрапленных ансамблей — Моцарт же превращает этот «концерт в костюмах» в ряд психологических портретов и драматических диалогов. Важным участником становится хор, благодаря которому опера приобретает трагический масштаб. «Музыка в моей опере — для людей любого рода, за исключением длинноухих», — так с гордостью писал о своем сочинении отцу 24-летний Моцарт.
Дирижировать оперой Моцарта Сашу Гётцеля Мариинский театр приглашает не впервые: до этого был уже «Дон Жуан».
«Мне невероятно повезло. Обучаясь дирижированию, я продолжал играть на скрипке в Венском филармоническом оркестре и тогда мог наблюдать за Николаусом Арнонкуром — как он доносит до исполнителей на современных инструментах моцартовскую традицию в связи с новым, исторически-информированным подходом», — делится дирижер.
На протяжении одиннадцати лет Саша Гётцель возглавлял Стамбульский филармонический оркестр, с которым записал несколько альбомов для Deutsche Grammophon. Как оперный дирижер он плодотворно сотрудничает с Венской государственной оперой: там он работал над спектаклями «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Кавалер розы», «Летучая мышь», «Риголетто», «Богема».
Главные партии в «Идоменее» поют Александр Михайлов (Идоменей), Анастасия Калагина (Илия), Наталья Евстафьева (Идамант), Жанна Домбровская (Электра).