Каждый сентябрь вот уже четырнадцать лет подряд городок Чайковский на юге Пермского края становится центром притяжения для композиторов со всего мира: сюда съезжаются студенты и профессора; а если не съезжаются, то учатся и преподают онлайн.
Если посмотреть на список выпускников, то однозначно есть чем гордиться: Николай Попов руководит ЦЭАМ, Роман Пархоменко – куратор фестиваля Synesthesia Lab, и это лишь единичные примеры. Первые студенты теперь сами стоят у руля – Антон Светличный приехал как профессор, а Александр Хубеев уже несколько сезонов художественный руководитель академии. Вначале участников было не больше двадцати, а в этом году уже перевалило за восемьдесят – академия постепенно расширяется: к композиторам в разное время присоединялись исполнители, музыковеды, и самым новым направлением стало импровизационное.
Несмотря на свое серьезное название (и насыщенное расписание) академия оказалась чем-то вроде студенческого кампуса, территорией которого стал почти весь Чайковский: за пару минут можно добраться до большинства локаций, а день включает в себя буквально все виды активности – от лекций до волейбола или «Мафии». Две недели своего пребывания на академии в качестве студентки-музыковеда я бы связала с понятием игры – ее можно было наблюдать буквально повсюду: исполнение музыки, почти магические действия инженеров электроакустической лаборатории в поиске нужных решений по свету и звуку, концерты импровизаторов, головоломные задания от кураторов, а вечером – игра в «самый смешной музыкальный мем», изобретенная тут же и совершенствующаяся день ото дня.
Академия расширяется не только в образовательных направлениях. Второй год в центре «Горизонт» проходит выставка. Само пространство небольшое, и обычно местные жители заглядывают туда за стаканчиком кофе, поиграть в настолки или на собрание кружка по интересам. Тут и расположилась «Музыка машин 2.0», состоящая из интерактивных объектов, некоторые из которых жили своей жизнью. Было и во что поиграть: кто-то занимал место у шахматного столика, где каждая фигура издавала свой звук, кто-то не мог отойти от тэнори-она – забавного аппарата, кнопки которого сильно смахивают на пузырчатую пленку. На открытии в маленьких комнатках центра было не протолкнуться: посетителей окружал гомон голосов, гул экспонатов, шипение кофе-машины… В этой атмосфере начало сета куратора выставки Олега Макарова и импровизатора Дмитрия Шубина стало естественным продолжением акустической действительности. Необычные звуки они издавали при помощи бытовых предметов, среди которых затесались пилка для ногтей, попрыгунчик и расческа.
Привычные учебные форматы в Чайковском порой воплощались в затейливых формах: придя на композиторскую презентацию, вы попадали на хоровую импровизацию, а важнейший профессиональный совет можно было получить не только на занятии, но и в столовой за чашкой чая. Лекцию Ирины Севастьяновой о концерте как явлении в «Горизонте» продолжил незапланированный концерт от Антона Светличного, который в этом же пространстве импровизировал на рояле, а несколькими часами ранее прочитал блистательную лекцию «Пишите объяснительную. Современная музыка в сопровождении текстов о ней». Он сумел упаковать множество концептуальных текстов в увлекательный рассказ, после прослушивания которого мой список книг для чтения вырос в несколько раз.
Дни пролетали с космической скоростью: на круглых столах с руководителями фестивалей мы обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются кураторы, после представляли свои проекты на занятиях, затем, улучив минутку, закапывались в литературу, привезенную специально для студентов, записывали подкаст, а вечером шли на концерты.
Традиционный вечер, на котором исполняют музыку профессоров, по словам директора академии Виктории Коршуновой, каждый год выпадает на один и тот же день – 6 сентября. В программе концерта тоже обнаружилась своего рода игра – на этот раз с произведениями прошлых эпох. Кто-то цитирует буквально, как Стефано Жервазони – Шумана в пьесе Altra voce, а кто-то использует лишь отдельные мелодические обороты, завуалированные в итоговом сочинении, подобно растворившейся в сложной фортепианной музыкальной ткани бетховенской багатели у Дэциня Вэня или теме флейты из «Волшебной флейты» Моцарта в сочинении Антона Сафронова.
Студенческие итоговые концерты тоже не обошлись без игрового подхода, особенно пьеса Proximity Ифаня Го. Свое сочинение он писал для CEAM Artists и построил его на игре света и тени, нетривиально использовав пространство: спрятал за ширму исполнителей так, что от Марии Корякиной и Евсевия Зубкова остались только звуки и силуэты, а в самой пьесе разворачивалась история абьюзивных отношений. Среди пьес, написанных для МАСМ отмечу сочинение Сергея Шестакова «Тэцубин»: он задал музыкантам необычную задачу – разыграть чайную церемонию. Исполнители передавали друг другу чахэ – специальный предмет с ребристой поверхностью, по которой надо было проводить металлической ложечкой, каждый раз как бы начиная новый «круг» ритуала.
Академия закончилась, но началась череда осенних фестивалей современной музыки, на которых легко теперь можно встретить однокурсников из Чайковского, а в общем чате всегда спросить совета или найти поддержку. Академия в Чайковском – это среда единомышленников, с которыми ты ищешь и находишь ответы на вопросы и тут же задаешься новыми. Это иная реальность, побывав в которой возвращаешься другим и хочешь играть по-новому: еще больше искать, экспериментировать, читать, слушать и осмысливать музыку в себе и себя в ней.