Игры двух городов События

Игры двух городов

В рамках VI Зимнего фестиваля Юрия Башмета прошел концерт оркестра двух столиц

«Мы повторяем уже полюбившиеся названия и добавляем в афишу новые проекты», – так сформулировал подход к составлению программы фестиваля генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко. Среди новинок этого года – эксклюзивный концерт, соединивший симфонический оркестр «Новая Россия» и Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Те, кто в теме, сразу оценили амбиции Юрия Башмета, ведь музыкальные институции Москвы и Петербурга издавна соперничали. И объединить (и тем самым примирить) их под силу лишь очень харизматичной личности.

«Я волнуюсь, как мы найдем общий язык, – признался на пресс-конференции в ТАСС Юрий Башмет. – У Заслуженного коллектива есть давно сложившиеся традиции в исполнении музыки Чайковского, Прокофьева. Но мы будем искать компромисс».

Поводом для концерта послужила мемориальная годовщина: в ноябре 2023 года ушел из жизни многолетний руководитель ЗКР Юрий Темирканов. В память о великом дирижере и друге Башмет предложил такую акцию. Алгоритм объединения оказался прост: из Петербурга приехало около пятидесяти музыкантов, примерно столько же выставила «Новая Россия». В первом отделении на сцене Концертного зала имени Чайковского за первыми пультами сидели концертмейстеры струнных и духовых групп ЗКР, а во втором они пересели на вторые пульты, уступив место своими московским коллегам.

Для обычной публики эти манипуляции вряд ли имели значение – за три репетиции Башмет сотворил чудо, добившись абсолютной слитности и ансамблевой синхронности в звучании оркестра двух столиц. Что касается компромиссов, то, как признался маэстро, всех артистов сблизила общая любовь к музыке, к бесспорным шедеврам Чайковского и Прокофьева.

Юрий Башмет

«И жизнь, и слезы, и любовь» – так можно было бы определить сквозную тему вечера. В первой части это были сочинения на сюжет шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Ошеломляющая шквалом эмоций увертюра-фантазия Чайковского и сюита из балета Прокофьева. Музыка эта многократно исполнялась и Темиркановым, и входит в постоянный репертуар Башмета. Как и Шестая симфония Чайковского, выбранная для второго отделения.

Можно было бы разбирать интерпретации практически такт за тактом, настолько интересно и вдохновенно играл оркестр, ведомый Башметом, но важно и другое. Кураж и подсознательное состязание сподвигли музыкантов на высшие достижения: все соло валторны в «Ромео и Джульетте» Чайковского вышли безупречно, в шквале пассажей струнных в разработке нигде ни на секунду не дрогнул ритм, а в Прокофьеве изумительно играла медная группа, радовали чистейшей интонацией вертикали аккордов в тутти.

Но апогеем стала, конечно, Шестая симфония Чайковского. Для многих это произведение – повод для тяжеловесного, душераздирающего высказывания. Но в этот раз печаль была светла, а доминирующим аффектом стала взволнованность. И тут стоит особо поаплодировать Юрию Башмету, который выстроил драматургию необычайно динамично. Бывают дирижеры, которые в зрелую пору начинают тяготеть к замедленным темпам, преувеличенной глубокомысленности, отчего целое распадается на красивые, но уже не связные эпизоды. У Башмета симфония шла на одном дыхании, от драматичной первой, завершившейся очевидным поражением героя, через воспоминания о невозвратно-прекрасном прошлом в одухотворенном вальсе, через фантастический полет в скерцо, вызвавший взрыв аплодисментов у восторженной части публики. Но Башмет решительно показал ауфтакт к финалу, где заставил пережить немало трепетных, даже щемящих моментов. Хочется отметить выразительные соло первого фагота Петра Бугрименко, его сокровенное пиано. Зловещие валторны с сурдиной, возвещавшие агонию героя и последние затихающие такты, где время переходит в вечность. Смокла музыка и воцарилась пауза, объединившая артистов и слушателей в желании еще побыть в этом состоянии возвышенной скорби. Это был момент истины, вслушивание в тишину, в свои мысли, когда, по счастью, не зазвонил ни один телефон, не упали вещи, и только медленный жест дирижера вернул всех к жизни, позволив залу выразить горячую благодарность за этот эмоциональный опыт.

Концертмейстер Заслуженного коллектива Республики Лев Клычков и концертмейстер симфонического оркестра «Новая Россия» Андрей Поскребко

После за сценой концертмейстер Заслуженного коллектива Республики народный артист России Лев Клычков признался: «Мое впечатление – самое позитивное. Были случаи, когда Юрий Хатуевич приглашал в Петербург итальянский оркестр, и мы играли совместный концерт. Или в Термах Каракаллы, в Италии мы с музыкантами Римской оперы исполняли “Александра Невского” Прокофьева. Но объединение разных оркестров в такой форме, как сегодня, это впервые. Мы попросили ноты вперед, чтобы ознакомиться со штрихами и аппликатурой, принятыми в “Новой России” – все же мы ехали в гости. Я не предлагал ничего из того, что мы делаем в Петербурге, но должен сказать, что многое совпало, какие-то трактовки мне были очень интересны, с чем-то я мог не согласиться. И это нормальный творческий процесс, иначе бы люди имели одну запись, сделанную одним оркестром. С Юрием Абрамовичем Башметом у нас огромная история встреч. Он приезжал к нам и в качестве дирижера, и как солист. Юрий Хатуевич его приглашал с нами в поездки – мы выступали в Вене, в Музикферайне, и в Лондоне, в Альберт-холле, и много где еще. Сегодня мы сделали замечательный шаг навстречу друг другу и получили удовольствие от совместного творчества».