Девять финалистов стали обладателями Золотой, Серебряной и Бронзовой статуэток, двое из них получили специальные призы от компаний Yamaha Music и Scroll Fine Instruments. Хронологию событий можно было проследить на сайте smotrim.ru и в реальном времени онлайн-трансляций телеканала «Россия-Культура».
Поскольку 2020 и 2021 годы проходят под «диктовку» пандемии, многие концерты и фестивали в России и за рубежом проводились либо без публики, либо с ограничениями на ее количество. Вопреки или благодаря этому юные конкурсанты за карантинный период адаптировались к новым условиям выступлений: привыкли делать записи и часто играть перед камерами. Поэтому атмосфера на отборочных турах конкурса наблюдалась рабочая, почти домашняя.
Наиболее результативной для российской исполнительской школы в этом году стала номинация «Духовые и ударные инструменты». Было интересно наблюдать за творческим соперничеством между Дмитрием Мелькумовым (гобой, Золотой Щелкунчик) и Константином Синевым (саксофон, Серебряный Щелкунчик). До последнего момента на конкурсе не было ясности – кто из них лидирует: оба невероятно музыкальны, техничны, обладают прекрасным звучанием и природным артистизмом.
Исполнение Мелькумовым сочинения «Желтый» из цикла «Четыре характера» А.Морриса стало событием второго тура. После ностальгических «Воспоминаний Комитаса» А.Митиняна музыкант мгновенно перевоплотился и создал театральную джазовую сценку, полную искрометного юмора. Не менее впечатляюще «ответил» Дмитрию Константин Синев. Его исполнение «Хора стаккато» Г.Динику напоминало зажигательный танцевальный фейерверк в духе народных празднеств из фильмов Э.Кустурицы: задорных, изобилующих шалостями и проказами.
Наблюдая за борьбой лидеров, члены жюри не сразу определили третьего финалиста, поскольку одинаковое количество баллов во втором туре набрали четверо. В итоге победу одержал опытный Семен Саломатников (труба, Бронзовый Щелкунчик) – он принял участие в конкурсе в третий раз.
Елизавета Грунина оказалась единственной прошедшей на второй тур исполнительницей на ударных инструментах. Требующее тонкого чувства времени, остро характерное сочинение Э.Копецки Wild Garden было исполнено ею блестяще. Наполненная сложнейшей ритмикой пьеса предполагала применение целого комплекса различных инструментов, одним из которых неожиданно оказался контрабасовый смычок.
В номинации «Фортепиано» соревновались не только россияне, но и участники из Франции, Германии, Норвегии, Китая, Канады и Республики Кипр. Трое явных лидеров среди пианистов обладают разными сценическими амплуа. Разумной интеллигентной исполнительской манере Райана Хуана (Канада, Золотой Щелкунчик) противостояла увлеченная игра Гийома Бенольеля (Франция, Бронзовый Щелкунчик), а также характерный, разнообразный по звучанию и средствам выразительности исполнительский стиль Глеба Семенова (Серебряный Щелкунчик, Специальный приз от компании Yamaha Music, Приз зрительских симпатий).
Борьба была настолько захватывающей, что и в финале не обошлось без интриги. Здесь при участии Симфонического оркестра Московской филармонии дважды прозвучала третья часть Первого фортепианного концерта Ф.Мендельсона в исполнении Глеба Семенова и Райана Хуана. Во многом благодаря прямому сравнению двух конкурсантов окончательно распределились места.
Струнная номинация была самой «международной» на конкурсе: в состязании приняли участие одаренные дети из России, Германии, Австрии, Норвегии, Великобритании, Испании, Индии, Сербии, Ливана, Польши, Армении.
Соревнование этого года отличалось от предыдущих количеством участников-виолончелистов – из шестнадцати человек, заявленных на первом туре, их было пятеро. Кроме того, в конкурсе приняла участие одиннадцатилетняя альтистка Аиша Бхансали – случай совершенно уникальный. К сожалению, ее выступление на втором туре не предполагало выхода в финал. Не оказалась в финале и ее ровесница, талантливая виолончелистка Ляна Улиханян, а также россиянин Тихон Евланов. Несмотря на яркое впечатление от выступления Тихона на первом туре, ситуация на втором сложилась не его в пользу.
Самой неоднозначной фигурой струнной номинации оказался восьмилетний виолончелист из Норвегии, обладатель Бронзового Щелкунчика Франц Людвиг Серафин Краггеруд. Здесь, к сожалению, обнаружил себя «классический» комплекс проблем детского конкурсного исполнительства: ярко одаренный ребенок, завышенная программа и недостаточная техническая база. Последнее проявило себя как в «Тарантелле» Д.Шостаковича, так и в Концерте № 1 К.Сен-Санса.
Вызывает удивление необычная «интерпретация» концерта. Знаменитое сочинение имеет одночастную форму, однако в программе Франца Людвига на первый тур была заявлена «первая часть» концерта, а в финале – «третья»… Допустим, делая скидку на возраст участника, на это можно закрыть глаза, но невозможно заткнуть еще и уши на качество исполнения: очевидно, что к концерту Сен-Санса одаренный малыш пока не готов. Наиболее удачным его исполнением на конкурсе стал «Ноктюрн» П.Чайковского, где музыкальность, выразительность звучания были очевидны. Но и здесь наблюдалась неточная интонация и другие технические проблемы…
При всей «виолончельной» неоднозначности струнной номинации конкурса, достижения скрипачей не вызвали никаких сомнений. Свидетельство тому – выдающиеся выступления участницы из Великобритании Софии Деметриадес (Золотой Щелкунчик, Специальный приз от компании Scroll Fine Instruments – скрипка работы Николая Стасова).
Конкурсантка отличилась глубоко осмысленным исполнением «Сарабанды» из Второй Партиты для скрипки соло И.С.Баха и взрослым мастерством в Каприсе № 17 Н.Паганини. Поражает прекрасное чувство стиля и колоссальная виртуозность исполнительницы столь юного возраста! Менее удачным было выступление Софии на втором туре, но оно не умалило ее очевидного лидерства, поэтому вполне закономерным стал блестящий финал – исполнение третьей части Третьего концерта Сен-Санса.
Скрипачка из Германии Мариам Абузахра (Серебряный Щелкунчик) обладает атлетичной манерой исполнения и крепкой техничностью. Многим запомнился ее зажигательный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна – Я.Хейфеца, а также уверенное выступление в финале с «Блестящей фантазией на темы из оперы Ж.Бизе “Кармен”» Е.Хубаи.
Струнная номинация этого года в целом была богата на яркие дарования. Это и обладатель удивительных звуковых качеств скрипач Эдуард Даян, и утонченный музыкант-виртуоз Александр Ерохин-Гомес (Испания)… Вероятно, основной причиной менее удачных выступлений на втором туре стало жесткое расписание: отыграв первый тур 30 ноября, на второй юные конкурсанты вышли утром следующего дня. Выдержать такое может не каждый.
ХХII конкурс завершен. При всех трудностях организации в сложный период пандемии праздник музыки состоялся, и это здорово! Хочется надеяться, что в следующем году ситуация изменится в лучшую сторону и конкурсные прослушивания XXIII «Щелкунчика» будут открытыми не только для участников, членов жюри и съемочных групп, но также и для публики. А по следам только что прошедшего состязания остается пожелать юным музыкантам терпения в совершенствовании мастерства и благосклонности Фортуны.