Игры о душе и теле События

Игры о душе и теле

Сезон 2021/2022 года Theater an der Wien начал с самых истоков оперного жанра, обратившись к его историческому «прологу»: в сентябре на сцене театра состоялась премьера «Игры о душе и теле» Эмилио де Кавальери.

Этот сезон для театра имеет особое значение, поскольку завершает эру правления интенданта Роланда Гейера – этот пост он занимает с 2006 года. Именно с приходом Гейера легендарный Ан-дер-­Вин, в котором состоялись исторические премьеры «Волшебной флейты» Моцарта и «Фиделио» Бетховена, снова занял важное место на оперной карте Европы, став, прежде всего, центром исполнения барочной и современной оперы. В свой последний театральный сезон Гейер запланировал двенадцать премьер – как в главном здании, так и на сцене Камерной оперы (которая уже несколько лет принадлежит театру). В их числе «Питер Граймс» Бриттена в постановке Кристофа Лоя, «Маяк» Дейвиса в постановке трех братьев Цлабингер, «Тоска» Пуччини с Кристиной Ополайс в заглавной партии, а также концертное исполнение «Орфея» Монтеверди с Иэном Бостриджем и оратории Генделя «Феодора» с Джойс ДиДонато и Максимом Емельянычевым за дирижерским пультом.

Но зачин этого сезона носит, безусловно, символический характер – «Игра о душе и теле» была написана в 1600 году, за семь лет до «Орфея» Монтеверди – первого полноценного сочинения в оперном жанре. Премьера «Игры» состоялась в рамках празднования провозглашенного папой Климентом VIII Святого года в Риме, куда Кавальери переехал после многолетнего пребывания во Флоренции, где он активно занимался не только композицией, но также организовывал театральные празднества при дворе Медичи и выполнял чисто дипломатические функции. Годы, проведенные во Флоренции, и прежде всего тесное общение с участниками знаменитой Флорентийской камераты определили удивительное своеобразие сочинения Кавальери, в котором соединились черты сразу нескольких жанров – средневековой мистерии, иезуитской драмы и музыкальных экспериментов в направлении нового монодического пения и будущего оперного стиля. Пусть Кавальери не принимал активного участия в теоретических дискуссиях Камераты, но он отлично понимал и чувствовал законы театра, и именно так родилось его самое известное сочинение, которое принято называть и первой ораторией, и первой «духовной оперой».

Возможно, громоздкое итальянское название опуса Кавальери (Rappresentatione di Anima, et di Corpo), а может быть, суровая необходимость наслаждаться процессом в плотных FFP-масках отпугнула зрителей, но зал на премьерных спектаклях, к сожалению, не был заполнен достойно уровню музыкального исполнения – а когда в оркестровой яме находится легендарный ансамбль старинной музыки Il Giardino Armonico под управлением его основателя Джованни Антонини, о качестве музицирования лишний раз говорить не нужно! Ансамбль представил прекрасную (в духе Монтеверди) аранжировку крайне скупой в указаниях партитуры Кавальери, а теплый золотой звук инструментов, словно у музицирующих ангелов с картин Джованни Беллини, плотный ритмический каркас и веселящие сердце тутти превратили морализаторский опус Эмилио де Кавальери в истинный праздник. И, хотя в основе концепции сочинения лежит идея борьбы с искушениями и, соответственно, финального торжества добродетели, по степени претворения и воздействия на слушателя «земные» фрагменты ничуть не уступают «духовным».

Ведущую роль в этой «оратопере», естественно, играет хор – и «придворный» хор театра (Arnold Schoenberg Chor) в этой постановке не только отлично справляется с вокальной частью, но и от души наслаждается придуманными для него мизансценами: хористы безостановочно переодеваются, танцуют, изображают грешников и праведников, наряжаются в золото, пляшут на столах, истово молятся, сливаются в групповых эротических сценах и увлеченно спорят в Прологе о смысле жизни на разных языках (автор современного текста Пролога – режиссер Роберт Карсен).

Джузеппина Бриделли – Мирская жизнь, Анетт Фрич – Душа, Даниэль Шмуцхард – Тело, ансамбль

И, несмотря на то, что при таком качественном исполнении можно просто устроиться поудобнее в бархатном кресле, закрыть глаза и наслаждаться музыкой, точные постановочные штрихи Роберта Карсена обедни совершенно не портят, придавая происходящему чудесную ноту юмора, веселой театральности и той самой Игры. Для Карсена это не первая работа в жанре оратории – как раз в этом году на Пасхальном фестивале в Зальцбурге он поставил «Триумф Времени и Разочарования» Генделя. Его мизансцены очень просты, схематичны и обаятельны, что придает всему действу сходство то лис ярмарочным балаганом, то ли с детским театром. Юноша и девушка с рюкзачками, с ног до головы в джинсе (Душа – сопрано Анетт Фрич, Тело – баритон Даниэль Шмуцхард), этакие «Маша и Витя» в мире «диких виол», попадают на разыгранное для них представление, в котором артисты красочно и наглядно живописуют впечатлительным ребятам природу добра и зла. Одна из запоминающихся «веселых картинок» – сцена, в которой одетые в золотые наряды Мирская жизнь и Мир (харизматичные меццо-­сопрано Джузеппина Бриделли и баритон Георг Нигль) вынуждены, повинуясь приказу ангела-­хранителя (замечательный контратенор Карло Вистоли), разоблачиться на глазах у изумленной публики и предстать в своем «истинном» виде – волосатыми, морщинистыми, совершенно непрезентабельными отщепенцами.

И, конечно, еще один их зрелищных «хитов» постановки – противостояние ада и рая в финале. Из разверзнутой сцены вырываются клубы дыма, и под аккомпанемент райского пения наверх взмывают счастливые полуобнаженные души, а на музыке ада они же, корчась в страданиях, опускаются под сцену. И так шесть раз туда-обратно (все согласно партитуре), чтобы даже тугодумам все стало ясно и наглядно.

Совершенно очевидно, что по сюжету Духовное в итоге убедительно побеждает Земное, но тем не менее знаток театральных празднеств Кавальери далек от сводящей зубы серьезности, и заканчивается «Игра о душе и теле» пляской и бурным весельем.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии