Игры разума в «ГЭС-2» События

Игры разума в «ГЭС-2»

Запущен третий этап проекта «Настройки»

Посетителей модной культурной локации в центре Москвы ждут семь новых сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой.

Назвать выставкой то, что приготовила команда кураторов Дома культуры «ГЭС-2», можно с натяжкой. Это некое концептуальное путешествие, которое предлагается совершить, побывав в семи разных пространствах, которые, словно семь комнат Замка Герцога Синяя Борода, таят в себе загадочные истории. И вновь важная роль отведена музыке, на этот раз – классической.

Собственно, каждый павильон посвящен выдающемуся композитору. К примеру, зал Дмитрия Шостаковича – это номер в советской гостинице с типичной меблировкой, дисковым телефонным аппаратом и газетой с партийными сводками, которые вам параллельно озвучат в наушники. Зал Роберта Шумана оформлен как сельский дом, обшитый сайдингом и черепицей: в нем шаткие полы, так что стоит держать равновесие – об этом, собственно, говорит и музыка композитора. Выбранное произведение – «Вариации духа» – были написаны немецким классиком в момент обострения душевного расстройства. На эту тему подобраны и полотна на стенах: Фрэнсис Бэкон (работы Альберто Джакометти) и автопортрет Михаила Врубеля, который, как и Шуман, провел последние годы в психиатрической больнице.

Зал Хильдегарды Бингенской – столкновение современности, нулевых годов и Средневековья, выраженное в провокативном контрасте набивных обоев и ниш с декоративными предметами и клетчатых сумок челночников и меховых шуб с «Черкизовского» рынка. Всю эту инсталляцию ее автор, Ирина Корина, назвала «Камуфляж». И так далее…

Среди кураторских игр разума – затея с разными вариантами прослушивания музыки: магнитофонная лента, виниловый проигрыватель, динамики разного калибра (в зале Вагнера они изображают некий символический оркестр, где каждый громкоговоритель – это своя группа инструментов). Выбор музыкальных произведений обусловлен их контекстом – или это opus magnum, или обозначает разлом как в биографии композитора, так и в социокультурной сфере или в искусстве. А в целом – это апология камерного концерта, где человек может остаться наедине с музыкой и с собой.

Партнером проекта выступила фирма «Мелодия», предоставив из своего каталога и архива записи Струнного квартета № 14 Бетховена, Симфонии № 15 Шостаковича и «Вступления и смерти Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера. Ряд произведений записали российские музыканты специально по заказу фонда V-A-C.

По словам команды экспертов, куда вошли Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина и Елена Яичникова, проект разрабатывался в сжатые сроки – за три месяца, включая монтаж выставки. Несмотря на это (а, возможно, и благодаря) получилось нетривиально и доступно пониманию аудитории разного уровня подготовки.

Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества