Игры разума в «ГЭС-2» События

Игры разума в «ГЭС-2»

Запущен третий этап проекта «Настройки»

Посетителей модной культурной локации в центре Москвы ждут семь новых сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой.

Назвать выставкой то, что приготовила команда кураторов Дома культуры «ГЭС-2», можно с натяжкой. Это некое концептуальное путешествие, которое предлагается совершить, побывав в семи разных пространствах, которые, словно семь комнат Замка Герцога Синяя Борода, таят в себе загадочные истории. И вновь важная роль отведена музыке, на этот раз – классической.

Собственно, каждый павильон посвящен выдающемуся композитору. К примеру, зал Дмитрия Шостаковича – это номер в советской гостинице с типичной меблировкой, дисковым телефонным аппаратом и газетой с партийными сводками, которые вам параллельно озвучат в наушники. Зал Роберта Шумана оформлен как сельский дом, обшитый сайдингом и черепицей: в нем шаткие полы, так что стоит держать равновесие – об этом, собственно, говорит и музыка композитора. Выбранное произведение – «Вариации духа» – были написаны немецким классиком в момент обострения душевного расстройства. На эту тему подобраны и полотна на стенах: Фрэнсис Бэкон (работы Альберто Джакометти) и автопортрет Михаила Врубеля, который, как и Шуман, провел последние годы в психиатрической больнице.

Зал Хильдегарды Бингенской – столкновение современности, нулевых годов и Средневековья, выраженное в провокативном контрасте набивных обоев и ниш с декоративными предметами и клетчатых сумок челночников и меховых шуб с «Черкизовского» рынка. Всю эту инсталляцию ее автор, Ирина Корина, назвала «Камуфляж». И так далее…

Среди кураторских игр разума – затея с разными вариантами прослушивания музыки: магнитофонная лента, виниловый проигрыватель, динамики разного калибра (в зале Вагнера они изображают некий символический оркестр, где каждый громкоговоритель – это своя группа инструментов). Выбор музыкальных произведений обусловлен их контекстом – или это opus magnum, или обозначает разлом как в биографии композитора, так и в социокультурной сфере или в искусстве. А в целом – это апология камерного концерта, где человек может остаться наедине с музыкой и с собой.

Партнером проекта выступила фирма «Мелодия», предоставив из своего каталога и архива записи Струнного квартета № 14 Бетховена, Симфонии № 15 Шостаковича и «Вступления и смерти Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера. Ряд произведений записали российские музыканты специально по заказу фонда V-A-C.

По словам команды экспертов, куда вошли Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина и Елена Яичникова, проект разрабатывался в сжатые сроки – за три месяца, включая монтаж выставки. Несмотря на это (а, возможно, и благодаря) получилось нетривиально и доступно пониманию аудитории разного уровня подготовки.

Пять лет с оркестром События

Пять лет с оркестром

Тульская областная филармония отметила 85-летие

Садко, богатый гость События

Садко, богатый гость

В Уфе впервые поставили одну из самых известных опер Римского-Корсакова

От Баха до Низамова События

От Баха до Низамова

Первый органный концерт в истории «ГЭС-2» сыграла Евгения Кривицкая

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском